Недавно сити-менеджер столицы Карелии Ирина Мирошник подписала постановление о присвоении наименований "элементам улично-дорожной сети и планировочной структуры" нашего города. Среди них есть объекты, названные именами известных в республике людей: поэта и писателя Владимира Брендоева, одного из создателей финно-угроведения Дмитрия Бубриха. Об этом ученом и его сподвижниках мы рассказывали.
Сегодня в этом списке наше внимание привлек Иван Рокаччу, чье имя отныне будет носить одна из строящихся улиц на Древлянке. В официальной информации об этом человеке сказано немного: карельский крестьянин, противостоявший шведским захватчикам на рубеже XVI-XVII веков. И у нас есть повод рассказать о той эпохе и теперь уже былинном богатыре-партизане.
Чей крест главнее?
Не стоит думать, что отношения Руси с Западом только в последние три столетия, с эпохи Петра I, складывались неприязненно. Начиная с XII века между скандинавами и славянами шли неустанные битвы за то, чей Христос правильнее. С 1124 по 1349 год шведы совершили четыре Крестовых похода на Новгородскую республику. А потом, уже забыв о религии, обе стороны с переменным успехом то отвоевывали чужие, то теряли свои территории - неважно, христиане там жили или язычники.
Так продолжалось не одно столетие. Наши предки - обитатели северной Карелии - как к кресту, так и к своим языческим таинствам относились одинаково: мол, только не трогайте на. Но от тирании шведских оккупантов терпение у населения лопнуло.
В марте 1611 года шведский отряд совершил рейд на Ребольскую волость, захватив ряд поселений, включая знакомые и ныне по названиям: Лендеры, Реболы, Кимасозеро, Тикша. "Деревни пожгли, и людей секли, а иных и в полон взяли", - свидетельствуют летописи той поры.
Как сообщают исторические источники, против оккупантов поднялось все местное население. По сути, началась партизанская война. Крестьяне создавали повстанческие отряды, нападали на шведов из гущи карельских лесов, заманивали супостатов в болотные топи. Один из таких партизанских отрядов в деревне Большая Тикша возглавил Иван Рокаччу.
А может, он был и Рогач
Кем же был отважный Иван? Упоминание о нем имеется в Дозорной книге Лопских погостов 1597 года - так (а еще и просто - "Дикая Лопь") до XVIII века назывались современные районы северной Карелии, где жили карелы, саамы и славяне. В ней отмечается, что среди "лучших людей", то есть известных, был "волостной человек" Ругозерского погоста Иван Степанов Рогач, поживавший "в своем дворе в волостке Тикша". Идет ли речь о партизане Рокаччу, доподлинно не установлено, а поэтому не все историки отождествляют этого Ивана с легендарным героем борьбы со шведами. Хотя в некоторых документах он упоминается и как Рогаччу, что еще ближе к славянскому прозвищу "Рогач".
Учитывая, что со времен его подвигов прошло уже четыре столетия, а наша древняя историография зачастую основана на легендах, не будем вникать в споры о национальности и представим героическую биографию Ивана так, как она изложена в официальных справочниках.
По преданию, Иван Рокаччу "отличался большой физической силой и недюжинной смекалкой, часто помогал бедным в нужде и беде". Среди мирных подвигов Ивана упоминается случай, когда он спас односельчан от "нашествия огромного количества змей, одолевших селение". Среди ратных - рассказы о том, как несколько раз "Рокаччу с группой храбрецов отражал нападение шведов на Тикшу, ведя с ними неравный, прикрывающий бой, чтобы жители смогли спастись в лесах или на другом берегу Тикшозера". А как-то "сумел заманить шведский отряд на один из островов этого озера, сам оттуда благополучно вернулся, а из шведских воинов никто не смог спастись". Но однажды Ивану не повезло: "Во время очередного набега шведы схватили Рокаччу с его семьей и казнили".
Многие поколение местных жителей были твердо уверены, что их герой вместе с родными был похоронен на деревенском кладбище. На их могиле выросла огромная чудная сосна, которою карелы стали считать священной, и, согласно своим верованиям, привязывали к ней расшитые полотенца...
В 1950 году знаменитый этнограф Александр Линевский, автор "Листов каменной книги", вскрыл место захоронения, где обнаружил скелеты мужчины, двух женщин и двух детей со следами насильственной смерти. Исходя из этого, ученый сделал предположение, что останки принадлежали Ивану Рокаччу и его домочадцам. По извлеченному черепу известный антрополог Михаил Герасимов восстановил облик героя. Сегодня, изготовленный в процессе этой реконструкции бюст Рокаччу находится в Национальном музее Карелии.
А на деревьях возле могилы героя-партизана и сегодня можно увидеть хоть и не вышитые полотенца, но лоскутки материи и даже носовые платки, которые, прослышав о старинной традиции карелов, туристы-"попугаи" теперь привязывают к ветвям...
"Как вы яхту назовете, так она и поплывет!"
Слова из песенки мультяшного капитана Врунгеля можно назвать своеобразным продолжением истории об Иване Рокаччу. Его имя со временем стало стираться из памяти народной, но в 2020 году самым неожиданным образом воскресло в виде копии старинной ладьи, нареченной "Иван Рокаччу". Ее за четыре года построил сотрудник полиции поселка Пиндуши Медвежьегорского района Карелии Павел Долгих.
Идея создать судно по подобию драккара викингов пришла к нему после того, как в 2016 году он с другом для участия в фестивале "Кижская регата" сшил лодку-кижанку - свой первый кораблик, и был поощрен наградой.
И вот прошлым летом ладья "Иван "Рокаччу" отправилась по Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу, вышла в Белое море и благополучно достигла Монастырской бухты в городе Кандалакша. Здесь должен был состоятся большой исторический фестиваль "Гандвик", но пандемия внесла свои коррективы, праздник был отменен. Однако поход не прошел зря: ладья оказалась крепким мореходным судном, а имя Ивана Рокаччу разлетелось по всему интернету, вызвав новую волну интереса к национальному герою.