Художница Алена Мак за свою жизнь написала более 6000 тысяч портретов, ее работы живут по всему миру от Казахстана до Никарагуа. Стиль Алены – импрессионизм, ее картины насыщены пастельными тонами и необычными сочетаниями цветов. Последние годы художница живет в Петрозаводске и сталкивается с непониманием со стороны местных жителей и учреждений культуры.
Корреспондент «МК в Карелии» побеседовал с Аленой Мак и узнал, как художница, рисовавшая на Арбате, оказалась в Карелии, чем написание портрета похоже на разгадывание кроссворда и почему ей так сложно донести свое творчество до публики.
«Доверять своему взгляду». Как Алена Мак стала рисовать
Художница, взявшая псевдоним Алена Мак, родилась и выросла в Алма-Ате. Еще ребенком она полюбила рисовать лица, работая не только карандашами и красками, но и выжигателем. В 7 классе на обучение попала во взрослую студию. Здесь будущая художница запомнила слова педагога, которые определили ее будущий подход к творчеству:
«Рисовать надо, доверяя своим глазам и ощущениям», – сказал ей наставник.
С тех пор Алена Мак рисует так, как ей подсказывает собственное восприятие. Стиль Алены формировался постепенно. В возрасте 16 лет она поступила Казахский педагогический институт на художественно-графический факультет. Окончив учебу с красным дипломом в 1985 году, будущая художница несколько лет была завучем-методистом клубе технического творчества – Станции юных техников, где параллельно с основной нагрузкой преподавала дизайн.
В 1988 году она вышла замуж за пограничника и начала путешествовать по Советскому Союзу и зарубежью. Она успела пожить в нескольких городах и посёлках Эстонии, из-за работы мужа прожила два года в Никарагуа, затем вновь вернулась в Эстонию, откуда уехала в Псков. Постоянные переезды Алена описывает в стихах и рассказах, которые опубликованы на ее персональном сайте.
Алена Мак старалась писать картины везде, куда приезжала. Ее портреты и пейзажи покупали, в Эстонии местные власти оплачивали поездки художницы на региональные выставки, в Пскове ее вернисаж в центральной выставочной галерее снимало телевидение.
Из-за частых переездов дела с работой у Алены складывались хуже, чем с творчеством. В городе Раквере, в Эстонии, художнице удалось устроиться учителем домоводства. Вести любимый предмет – рисование – ей позволили только у ребят, у которых Алена была классным руководителем. В Пскове она несколько лет проработала модельером на швейной фабрике, но уже в 1996 приехала в Карелию. Через год Алена Мак открыла свой бизнес, который продержался на плаву шесть лет: продавала керамику и другие вещи.
На рубеже нулевых и десятых Алена Мак развелась с мужем и решила радикально сменить обстановку. В 2010 году художница приехала в Москву, и именно эта поездка окончательно сформировала стиль художницы и ее подход к работе.
«Когда рисуешь портрет, ты будто разгадываешь кроссворд». О творческом стиле художницы
Жизнь в Москве оказалась еще более сложной, чем в провинции. Алена Мак выставляла свои работы в местных библиотеках и досуговых центрах, выступала на литературных вечерах и концертах вместе с московским другом-музыкантом, писавшим песни на ее стихи. Творчество никак не помогало заработать: художница выбирала, на что потратить деньги, и проезд с оплатой жилья перевешивали продукты по значимости. Однажды, идя по Арбату, Алена заметила уличных художников и подумала: чем она хуже? В 2013 Алена Мак впервые вышла на улицу, чтобы рисовать прохожих.
Первой, кого она нарисовала на Старом Арбате, была внучка пожилой японки. Алена Мак в то время работала акварелью и переживала, что работа длилась достаточно долго. Когда портрет был готов, туристы оказались в восторге.
Вскоре Алена Мак отказалась от акварели и перешла на сухую пастель. Первые коробочки сухой пастели, для работы на Арбате, подарила подруга. С тех пор уже десять лет художница считает для себя пастель лучшим материалом для творчества и пишет ею портреты желающим.
«В обществе, на мой взгляд, сложилось мнение, что художественные произведения, написанные не маслом, ценности не имеют. Но это не так. Лично я давно для себя поняла, что пастель – это мой родной и любимый материал, как и акварель, с которой легче в путешествиях», – объяснила художница.
Свой стиль Алена Мак относит к импрессионизму. Пишет сразу, цветом, без предварительного наброска, улавливая характер и схожесть персонажа, доверившегося себя для художественного воплощения.
«Когда пишешь портрет, ты будто разгадываешь кроссворд. Такая работа помогает понять личность человека», – считает Алена Мак.
Цель художницы – передать ощущения, характер, эмоции от общения с портретируемым. Такой подход сформировался у нее за несколько лет работы в центре Москвы.
В 2016 году Алена Мак вернулась в Карелию. Но именно здесь, после первой выставки, проведенной на площади Ленина, она столкнулась с отторжением творческого сообщества.
«Ситуация странная». Почему Алену Мак не принимают в Петрозаводске
В Петрозаводске Алена Мак сразу же начала предлагать свое творчество местным организациям. Но здесь ее творчество оказалось невостребованными.
«Я была нужна в Москве, стихи несколько раз печатали в сборниках Поэты Москвы, хоть я там была человеком приезжим и проживала временно. Привыкла проводить выставки и регулярные концерты в школах и библиотеках», – рассказала Алена Мак.
По словам художницы, ее не стали печатать в журнале «Север», пояснив, что ни одного Пушкина еще не видели, а таких, как она, хватает.
Руководители районного досугового центра не согласились провести концерт – мол, нашей аудитории нужны движения, танцы, чаепития. В одной из библиотек Алене отказали, «у нас своих пенсионеров хватает». В закрывшемся уже сегодня кафе пояснили, что «на женщину народ не собрать, публика только на мальчиков приходит». Наконец, ее работы не допустили в городской выставочный зал, мотивировав это тем, что художница якобы пишет портреты по фотографиям.
Алена Мак считает такие высказывания абсурдными: за всю жизнь она написала более 6 тысяч портретных зарисовок с натуры. И если писать профессионально, художественный образ не будет и не должен быть копией фотографии.
Художница сталкивается с негативной реакцией на свой стиль исключительно в Петрозаводске и в уличном творчестве, часто слыша фразу «лицо должно быть белым».
С осени 2016 года, благодаря главному администратору ресторана на улице Фридриха Энгельса, 6 до начала 2022 года Алёна Мак писала портреты гостей, беря за свою работу скромную сумму. В теплое время года работает на набережной, ее можно встретить недалеко от памятника Петру Первому.
«Петрозаводск отличается от других городов, в которых я жила, тем, что люди, проходя мимо, на предложение написать портрет отвечают: "я сам рисую» или "моя дочка рисует"; "у меня есть фотоаппарат / телефон". Это странно: на Арбате тоже не каждый ко мне присаживался, но говорили совсем иначе: "я тоже рисую"; "моя дочка учится" . Мы завязывали беседы, знакомились и расставались друзьями», – рассказала корреспонденту «МК в Карелии» художница.
Находятся, правда, и те, кому нравится творчество Алены. Уже 7 лет ее работы выставлены в специальной коррекционной школе на Ключевой. Портреты Алены Мак так понравились директору глазной клиники на набережной Варкауса Павлу Завадскому, что поддержал сайт, который был готов к закрытию.
Летом навстречу художнице пошла директор Национальной библиотеки: выставка Алены Мак открылась в юношеском абонементе нацбиблиотеки. Но художница уверена, что могла бы сделать больше: «Я не рассержена, но ситуация странная. Я могла бы дать этому городу гораздо больше», – считает Алена Мак.
На фоне отражения в художественной среде портретист не видит необходимости вступать в Карельский союз художников.
«Не считаю нужным доказывать, что я – художник. Это я уже доказала своей работой», – объяснила Алена Мак.
Художница живет на скромную пенсию и случайные заработки с портретных зарисовок в качестве самозанятого. Как правило, люди подходят, если она уже что-то рисует.
«Можно просидеть весь день на набережной и не встретить интересующегося творчеством человека, но прекрасные виды озера компенсируют всё!», – считает художница.