Начнем с того, что этот балет на музыку великого композитора и дирижера Арама Хачатуряна – вернее, его партитура – был создан в 1982 году, уже после смерти мастера. То есть сам Хачатурян этот балет не сочинял, это сделал его ученик Эдгар Оганесян. Но в основу он положил различные произведения своего учителя, и прежде всего музыку, написанную к знаменитому спектаклю театра им.Вахтангова «Маскарад», поставленному в начале 1940-х.
Впоследствии Хачатурян создал из этого оркестровую сюиту. Именно поэтому всему миру известен знаменитый вальс из «Маскарада». Кстати, в довольно забавном с исторической точки зрения международном телесериале «Война и мир» 2007 года именно под этот вальс впервые танцуют Наташа Ростова с Андреем Болконским.
Читайте по теме: «Кино и немцы»
А теперь сюрприз: балет был создан в начале 80-х – а премьера «Маскарада» на сцене Музыкально-драматического театра КАССР состоялась в феврале 1965 года. Вот так и поверишь в перемещения во времени…
На самом деле никакой мистики здесь нет. Просто автором этой партитуры стал другой композитор – Лев Лапутин (кстати, тоже ученик Хачатуряна). И постановка была принята критикой очень тепло, в этом убедилась завлит Музыкального театра Карелии Наталья Крылова, пролистав старые подшивки.
Что касается балета Симонова, то ничего подобного с драмой Лермонтова на сцене, думается, еще не делали. Во-первых, действие перенесено в 20-е годы прошлого века, причем на борт круизного лайнера. Во-вторых, постановщик отказался от второстепенных персонажей, сосредоточившись на главном: любви и трагедии главных героев. В-третьих, он не ограничился музыкальной версией Оганесяна.
«Кирилл Симонов дополняет музыкальную ткань балета другими симфоническими произведениями Хачатуряна, тем самым укрупняя и развивая трагический сюжет, - сказано в аннотации к спектаклю. - Цензура не пропустила пьесу по причине, как было сказано самому автору, «слишком резких страстей». Подобных трагедий не знала русская театральная сцена...»
В остальном же перед нами «классический Симонов» (или, правильней сказать, неоклассический): никаких балетных пачек и умирающих лебедей, все красочно и максимально экспрессивно. На сцене даже разговаривают, а среди исполнителей замечен и любимец публики Павел Назаров, он в роли капитана судна.
Что делает золотомасочная звезда оперной сцены в хореографической постановке, и какие сюрпризы нас еще ожидают, зритель узнает в ближайшие выходные, 26-27 апреля. Но кое-что журналистам все-таки удалось подсмотреть, прошмыгнув за кулисы на одной из последних репетиций «Маскарада». Подробности – в фоторепортаже Людмилы Корвяковой.