Кажется уже все знают, что актриса театра "Творческая мастерская" Галина Пелевина - создатель Актерского клуба "Особый" и режиссер.
Режиссерские работы "Особого" неоднократно побеждали на различных фестивалях любительского театра. Причем, порой им приходилось доказывать, что актеры клуба люди вне театральных профессий. Это понятно, когда смотришь работы студии. Подготовка к роли, актерское проживание, свет, костюмы, декорации - все на профессиональном уровне. Это восхищает. Ведь актеры собираются после основной работы и зачем-то честно пашут во имя идеи театра, тратятся на свое увлечение материально, физически и душевно.
За 12 лет сложился базовый репертуар АК "Особый", сегодня уже работают не одна, а три группы. Все спектакли живут полноценной жизнью - показами, зрителями. Премьеру творят, вынашивают. Каждый новый спектакль - это время и огромный труд, море эмоций и... новая высота.
Сегодня в "Особом" премьера - спектакль по мотивам пьесы Владимира Зуева "Мамочки". Здесь можно остановиться. Не спойлерить. Отправить особо любопытных пьесу читать. Однако не буду советовать так поступать. Лучше сходите и посмотрите спектакль клуба Пелевиной. Тем более, что он создан, подчеркиваю, по мотивам пьесы Зуева.
«Это уже по ту сторону жизни,
Это уже не земная любовь..."
В.В. Гафт
"Не земная" и "неземная" - разные какие определения. Вот у женщин - героинь спектакля любовь НЕ земная, вне состояния тела, вне смерти.
Всех женщин объединяет то, что они мамы сыновей, потерянных на войне, они не смирились с тем, что сын неведомо где, им надо точно знать где он находится, найти и забрать. Живого или мертвого.
Я уже слышала раньше от поисковиков, что "потерянные" погибшие солдаты, когда понимают, что их ищут, начинают "помогать". Это что-то за гранью трезвого рассудка, но я верю. Поэтому сосуществование земных и потусторонних групп героев на сцене меня не удивили.
Галине Пелевиной со своими актерами удалось пройти по тончайшему краю и не скатиться в пафос свойственный времени. Пьеса Владимира Зуева грамотно отредактирована, убраны длинноты, лишние, приписанные автором героям, подробности существования вне жизни. Все остро, но лаконично бережно. Честно? Лучше, чем у автора.
Статистика спектакля:
Четыре реальных мамы.
Три погибших сына.
Один "виртуальный" живой, найденный через год поисков.
Одна журналистка.
Этапы жизни матери в поиске:
Лаборатория - поле поиска на месте реальных боевых действий - выкапывание солдат - домой со своим.
Живые в черном, мертвые в белом.
На черном живых вырисованы белой краской птицы и перья. Аллюзия к "Журавлям" Гамзатова и Френкеля.
Старый переносной радиоприемник на шее Старшей матери, как сигнальная рация, как связь с разными мирами. Благодаря ему понимаем, что Мамочки существуют в междумирье.
Сумасшедшие они или любящие?
Нет в спектакле никакого агит-призыва, нет эмоциональных оценок. Просто рассказ о человеческом деятельном желании нескольких мам забрать с войны своих детей, найти, быть с ними, не изводиться неведением. Это что-то вне репортажей, отчетов, и докладов. Поиск ставший жизнью в изнанке войны.
Смотреть трудно. Всё честно. Слезы катятся не спрашиваясь, зато сам периодически спрашиваешь себя "вот если, не дай бог, могла бы так?". Ответа на этот вопрос нет. Молишь о том, чтобы не пришлось им задаваться.
Пьеса написана в 2006 году. В спектакле упоминаются чужие земли, "Афганистан" и "Чечня".
Но войны не прекращаются, как и горе матерей.
В программке спектакля перечислены все творцы. Горжусь тем, что среди них фамилия моего студента Антона Рудакова, почти выпускника Карельского колледжа культуры и искусства.
Действующие лица и исполнители:
Старшенькая - Ирина Дербенева
Младшенькая - Ольга Евдокимова, Ксения Никитина
Вера - Светлана Вилижинская, Варвара Королёва
Розка - Татьяна Сорокина, Анна Богданова
Сергей - Василий Дербенёв
Андрей - Андрей Ламзин
Коля - Николай Нефёдов, Бажен Радьков
Журналистка - Мария Смирнова, Татьяна Савельева
Художники по костюмам, реквизит - Илона Коцюбинская, АНна Терентьева
Пластика и хореография - Евгения Верещагина
Костюм - Александра Громова
Художники по свету - Александр Баженов, Дмитрий Мишин
Музыкальная партитура спектакля - Дмитрий Мишин
Звук - Анна Зуева
Помощник режиссера - Надежда Степанова
Афиша - Антон Рудаков
Помощь в создании спектакля - студенткам музыкального колледжа им. Раутио Нике Вылегжаниновой, Евгению Гаврилову, педагогу Мирону Скрябину.