Как пояснили нам в Федеральной таможенной службе, новые правила ввела не таможня, не Госдума и не правительство страны. Соответствующее решение №107 в декабре прошлого года было принято Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) - постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического Союза. В ЕАЭС состоят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан.
Мы попытались разобраться, зачем были введены такие уникальные меры – ведь никому в мире в голову не приходит ограничивать экспорт готовой продукции широкого потребления. Наоборот – все государства стараются нарастить этот показатель. Как сообщили нам собственные источники в таможенных органах, тамошние профессионалы прибывают в полнейшем недоумении от происходящего. Там ходят упорные слухи, что разработка таможенных правил ЕАЭС была поручена Кыргызстану: «Ну, киргизы и наработали…».
Действительно, Министром по таможенным делам ЕЭК является Мукай Кадыркулов, до этого занимавший пост первого заместителя председателя Государственной таможенной службы при правительстве Кыргызской Республики. Именно ему «МК» в Карелии» и направил запрос с просьбой разъяснить, с какой целью Евроазиатский экономический Союз ограничил вывоз готовой продукции. Зачем это сделано, и какие конкретно преимущества получит от таких нововведений наша страна?
К сожалению, г-н Кадыркулов нам не ответил ни через положенные по закону «О СМИ» семь дней, ни через месяц. И хотя есть документальное подтверждение того, что наше письмо было доставлено в его секретариат, мы не получили ответа и после вежливого напоминания. Мы уверены, что это произошло вовсе не из чиновничьего хамства, а в силу огромной занятости г-на Кадыркулова и его команды. Хотя есть мнение, что Мукаю Асановичу было просто нечего нам ответить – по крайней мере, никто из опрошенных нами специалистов в области международной торговли не смог найти разумного объяснения таким нововведениям.
Кстати: как рассказали нам в Карельской таможне, больнее всего «пятилитровые ограничения» ударили по иностранцам. Если у нас информацию о новых правилах можно было найти – хотя и с трудом, - то в Финляндии о них слыхом не слыхивали. Хотя пресс-служба нашей таможни даже разослала уведомления в финские СМИ с просьбой предупредить соотечественников…
Еще один интересный нюанс. Как известно, если норма вывоза того или иного товара превышена, требуется заплатить пошлину – как за перевес багажа в аэропорту. Но в случае с алкоголем такая норма не предусмотрена. То есть нельзя вывозить больше 5 литров – и все, выгружай и плати штраф. Все что свыше, нужно оформлять на внутренних таможенных постах – с уплатой всех налогов и сборов, которыми облагаются товарные партии. Понятно, что никто и никогда не будет этого делать ради 24 банок пива объемом 0,33 литра - просто докупят в магазине «Duty Free».
Вывод неутешительный: еще более суровой внешнеэкономическую политику России сделала даже не сама Россия. Может, это каким-то образом и выгодно Кыргызстану, но выгод для нашей страны пока не видно.
Впрочем, родное государство и само может отколоть номер: теперь иностранец фактически не может въехать к нам на машине, купленной в лизинг.
Читайте по теме: "Россия ужесточает таможенную политику – в ущерб себе"
"Российская газета" утверждает, что таким образом таможенники намерены воспрепятствовать полулегальной продаже в России автомобилей со временным таможенным статусом. По закону машину, ввезенную временно, владелец не может ни продать, ни передоверить, однако, некоторые автовладельцы идут на это, стремясь сэкономить на растаможке. Ключевое слово - "некоторые": чтобы избежать единичных случаев, государство настолько усложнило въезд тысячам иностранцев, что те просто откажутся от поездок в Россию. Индустрию приграничного туризма ждут очень тяжелые времена.