Жители Карелии теперь смогут брать кредиты, не заходя в банк

Что такое удаленная идентификация и для чего она нужна

Количество банков и предложений от них растет в регионе постоянно. Нередко бывает так: «чужой» банк предлагает и ставки по вкладам повыше, и проценты по кредитам пониже, и обслуживание поинтересней. Но хождение по отделениям иногда бывает столь утомительным, что напрочь отбивает желание пользоваться выгодами. С появлением удаленной идентификации все станет проще.

Что такое удаленная идентификация и для чего она нужна
Фото: Людмила Корвякова

Удаленная идентификация – механизм, который дает возможность  пользоваться банковскими услугами без визитов в банк: можно открыть счет или вклад, можно взять кредит или перевести деньги.

На совместной пресс-конференции Банка России и Ростелекома специалисты рассказали, как это работает.

Сходить в банк  один раз все-таки придется - чтобы внести свои данные в единую биометрическую систему. Операционист сделает фото лица клиента и запишет его голос – это и есть нужные данные биометрии. Работают они в связке с единой системой идентификации и аутентификации (та самая система, которая позволяет пользоваться порталом госуслуг). Кстати, если записи в ЕСИА нет, ее заведут тут же, в банке. Вся процедура, отмечают специалисты, займет максимум 10 минут.

После того, как данные появятся на порталах госуслуг и единой биометрической системы, можно пользоваться новшеством. Для этого нужно скачать мобильное приложение интересующего банка или выбрать соответствующую услугу на его сайте, пройти авторизацию через портал госуслуг, потом – биометрическую аутентификацию (сделать селфи и произнести цифры, появившиеся на экране). И все, можно выбирать услуги и пользоваться ими. Звучит сложней, чем работает на самом деле – инструкции, которые даются пользователю для процедур, просты и понятны. Вводить паспортные данные, заполнять анкету в отделении банка, ждать очереди и общаться с сотрудниками уже не надо.

Список банков и отделений, которые регистрируют биометрию, можно увидеть на сайте ЦБ РФ, выбрав интересующий населенный пункт (http://www.cbr.ru/fintech/remote_authentication/map/), или на портале госуслуг.

В Ростелекоме говорят, что новая система на раз-два отличает запись голоса и фальшивое изображение, и отреагирует только на живого человека. Кроме того, есть и технология «выявления аномалий» - то есть если клиент перед камерой ведет себя как-то нетипично, голос его дрожит, а также подозрительна активность (нетипичное место входа, внезапная резкая активность, или действия и операции, совершенные прежде, не сочетаются). В этих случаях система тоже не даст добро.

Данные биометрии, кстати, хранятся отдельно от персональных, связывает их уникальный идентификатор.

Представители Банка России и Ростелекома отмечают, что позже список действий, которые можно будет выполнять с помощью биометрии, расширится: можно будет проводить другие финансовые операции, работать в негосударственными пенсионными фондами и микрофинансовыми организациями.