Водоснабжение есть - воды нет
Когда мы приехали в Надвоицы, аварии на сетях происходили уже два дня подряд. Местные говорят, это обычное дело. Воду приходится покупать или возить с родника.
«Вроде живём в благоустроенном жилье, но кто покупает воду, кто привозит с родника, у кого машины есть", – говорит Лидия Константинова, которая живёт в посёлке с 50-х годов. - "Это несколько километров. Пешком с канистрами не прогуляешься. А так пользуемся только как технической».
«Я живу одна, и по счётчику в месяц плачу около 260 рублей (за холодное водоснабжение. – прим. ред.). Плюс две-три 20-литровых бутыли в месяц покупаю для готовки и питья по 150 рублей. Для пенсионеров это ощутимо, конечно», – прикидывает соседка Галина Маренченко.
В доме №19 по улице Спиридонова воды нет практически никогда. Напор настолько хилый, что жильцам приходится выстраивать график пользования душем и стиральными машинами.
«У нас одна стирает с 11 вечера до 2 часов ночи, вторая в 3 ночи. Я мыться встаю в четыре – в полпятого утра, чтобы хоть голову намылить, – говорит жительница дома Ольга Павловна Никитина. – Но если кто-то из соседей сходил в туалет и дёрнул ручку унитаза, то можно просто свариться в кипятке, потому что сразу идёт горячая вода из бойлера, а холодная не поступает совсем».
Бойлеры, по словам жильцов, выходят из строя каждые два-три года. Ни готовить на такой воде, ни пить её невозможно, рассказывает Тамара Голенок, которая живёт в посёлке уже 40 лет. Она делает импровизированные фильтры, чтобы хоть немного сполоснуть посуду после еды. Фильтры за сутки чернеют.
«Мы лишены самого элементарного», – говорит Тамара Голенок. – "Мы не можем умыться, помыть руки, стирать бельё. Воду приходится покупать, с доставкой. Этой водой пользоваться невозможно. Когда наступает лето, у нас две семьи уезжает на дачу. Тогда ночью получается поставить стиральную машинку".
К общепоселковым проблемам с водой в доме на Спиридонова добавляются и внутренние. Оказывается, что даже за свой счёт поменять трубы жильцы не могут – коммунальщики не рискуют прикасаться к прогнившим трубам, боятся, что всё развалится. Сам дом поставлен на расселение в 2030 году.
Когда всё было хорошо
Раньше водоснабжением посёлка занимался Надвоицкий алюминиевый завод. С самого ввода в эксплуатацию в 1954 году. На его территории находятся очистные сооружения и котельная.
Два здания из общего комплекса водоснабжения в 2009 года завод подарил муниципалитету. Остальные передал на правах аренды. Эта фильтровальная станция теперь числится на балансе поселения. Ремонта она не видела с момента передачи, минимум 12 лет.
Протекающая кровля разрушает стену станции. Из неё целиком и частями выпадают кирпичи. А внутри постоянно работают два человека – дежурный и слесарь.
Вода здесь фильтруется песком – технология старая, но теоретически рабочая, если песок вовремя менять и воду обеззараживать. Но гипохлорит на станции добавляют только летом, «чтобы бактерии не размножались и люди не потравились, а зимой и так вода холодная». Сам песок сильно заилен.
Когда всё стало плохо
До 2013 года особых нареканий водоснабжение посёлка у местных жителей не вызывало. После (на протяжении вот уже восьми лет) возникают аварии на сетях. Одна из них, например, случилась при разработке промышленного парка – там рабочие повредили одну из двух «веток» водоснабжения посёлка. И с того времени администрация и подконтрольные ему МУПы (водоканал) не могут найти экскаватор, способный раскопать водопровод на глубине шесть метров.
Авария на этом участке случилась зимой 2019 года. Прорвало трубу, которая принадлежит водоканалу, но проходит по территории завода. Коммунальщики и это ЧП своими силами ликвидировать не смогли – помогли специалисты из Сегежи и сотрудники завода. Протечку устранили, но водоканал за почти два года не удосужился даже закопать место аварии.
«Сама ситуация никак не меняется, – рассказал представитель Надвоицкого алюминиевого завода. – На сегодня у них в тариф на водоснабжение не включено электроснабжение. А мы – предприятие, которое снабжает их электроэнергией по договору аренды. Они нам это не возмещают. Администрация вопросом не занимается. Почему – мы не можем сказать».
В том, что администрация не идёт на контакт, мы убедились лично.
Мы направили журналистский запрос в поселковую администрацию с просьбой разъяснить, как власть собирается решать «водяную проблему» посёлка и что для этого делается.
Завод пошёл в суд
Долги перед заводом «последнего» МУПа – «Водоснабжение Надвоицы» («ВСН») – достигли 15 млн. рублей. Иск о принудительном взыскании 3,4 млн. начал рассматривать Арбитражный суд Карелии.
Всего с 2014 по 2019 годы банкротились и сменяли друг друга три водоснабжающие муниципальные фирмы: МУП «НРЦ», МУП «ВСО», МУП «ВН»... За это время Надвоицкому алюминиевому заводу они задолжали почти 37 млн. рублей.
Теперь налоговая инспекция собралась банкротить «Водоснабжение Надвоицы»: МУП имеет задолженность по обязательным платежам и страховым взносам во внебюджетные фонды на девять с лишним миллионов рублей. Но арбитраж возвратил заявление истцу, потому что обанкротить «ВН» невозможно. У него нет вообще никакого имущества, продажей которого можно было бы покрыть долги перед кредиторами. Даже на проведение необходимых судебных процедур денег у предприятия не имеется. Ситуация превратилась в анекдот.
Только жители Надвоиц над этим анекдотом не смеются.