Третий год продолжается беспрецедентная история о вопиющих нарушениях в работе спортивной федерации в Карелии. Если вкратце: в 2022 году состоялось собрание республиканской Федерации, где на пост ее председателя был переизбран Михаил Бокарев. Как позже заявили семеро членов ФНТРК, внесенные в список голосовавших, на собрании их вообще не было, никаких доверенностей для голосования они не давали, ничего не подписывали, и уверены, что никакого собрания реально не проводилось. Теперь то же самое подтверждает и сам Бокарев.
Тем не менее, летом 2023 года Михаил Бокарев провел новое собрание, куда не допустил абсолютное большинство членов ФНТРК, заявив, что в Федерации состоят всего 12 человек. При этом в списке членов организации, который он сам представил в Министерство образования и спорта, фигурирует 116 человек. Дело дошло до вмешательства прокуратуры и полиции, проверки идут до сих пор. Подробно эту историю рассказал портал «Фактор News».
Разумеется, возникшая ситуация имела самые плачевные последствия. «Вылетевшие» из Федерации настольного тенниса РК атлеты – а это лучшие, чемпионы Петрозаводска и Карелии – перестали получать приглашение в сборную. В результате они вынуждены были выступать за другие регионы. В другие регионы уехали и награды с Чемпионата СЗФО.
Ситуация осложнялась и тем, что республиканское Министерство образования и спорта напрочь игнорировало случившееся. Несмотря на то, что СМИ трубили о скандале на протяжении года, чиновники не сделали ровным счетом ничего: у них нет полномочий вмешиваться в работу общественной организации, коей и является спортивная Федерация.
Но тут случилось важное событие: в марте этого года оставшиеся за бортом теннисисты создали собственную организацию – Карельскую Федерацию настольного тенниса (КФНТ). Ее возглавила Чемпионка Карелии Ксения Адасенко.
Всего за несколько месяцев своего существования общественная организация провела четыре турнира, профинансировала сборную Карелии для участия в чемпионате России среди любителей, впервые в истории привлекла коммерческих партнеров и спонсоров для организации турниров в Карелии – крупные карельские компании. На сегодня в списках КФНТ 29 человек из семи районов республики, среди которых четыре тренера спортшкол, и еще три тренера частных школ (и это не все). В ФНТРК, по утверждению Михаила Бокарева, по-прежнему состоит из 12 членов, из которых тренеров два.
С появлением новой Федерации региональному Минобрспорту все-таки пришлось вспомнить о своих полномочиях. Дело в том, что у «старой» Федерации заканчивается аккредитация, а «новая» на эту аккредитацию претендует. Зачем она нужна – рассказали наши коллеги.
Решение о том, кому именно давать статус, должно принимать министерство. И тут выяснилось, что чиновники опять пытаются увильнуть от необходимости разобраться в ситуации и решить, кто действительно достоин формировать сборную республики. На помощь пришла Федерация настольного тенниса России, которая должна дать согласие.
В конце июля в Петрозаводск прибыло статусное лицо – Виктор Батов, член Исполкома ФНТР, до этого сам много лет возглавлявший Федерацию. Он клятвенно обещал во всем разобраться, добиться ответов на все вопросы, посмотреть все представленные документы.
Встреча состоялась. В ней приняли участие руководство обеих Федераций, замминистра Минобрспорта Антон Чивин, руководитель Центра спортивной подготовки Федор Астраханцев. И с первых же слов стало ясно, что высокий гость ни в чем разбираться не намерен.
Ксения Адасенко в своем выступлении (протокол и запись встречи имеются в распоряжении редакции) рассказала о самых главных нарушениях в работе «старой» Федерации, которые доказаны документально. За четыре года из списков организации было вычеркнуто 100 человек, непонятно каким образом; избрание Михаила Бокарева на пост председателя в 2022 году – фикция; формирование списков кандидатов в сборные команды республики проходят с нарушениями приказа Министерства.
Смотреть документы Виктор Батов не стал. И, похоже, не собирался. «Я не хочу углубляться, – честно сказал он. – Я послушал хорошо выступление, внимательно. Не исключено, что все правильно. Может быть. Если это идет с какой-то целью определенной – это одно. Если это идет просто «ура, человек ошибся, ура» – приехал я сюда не вот это слушать. Это я уже слушал до этого, я приехал для того, что подумал: а вдруг они сумеют договориться...».
Договоренность Виктор Батов видит в том, чтобы новая Федерация перешла под управление «старой», а всем руководил Михаил Бокарев, которого он давно знает. «То, что Ксения предъявила, тоже имеет место хорошее. Ещё раз говорю, назовём это ошибкой, несостыковкой. Ошибка по их взгляду, по своим – нет».
Разговор продолжался 3 часа. Свое впечатление о нем Ксения Адасенко изложила в кратком видеообращении на своей страничке в соцсети. Главный посыл: разочарование. «Я никогда не могла бы подумать, что человек, занимающий такую должность, так наплевательски будет относиться к нарушениям Устава такого масштаба», – признается чемпионка.
По итогам встречи стало ясно, что проблему решать никто не хочет и не будет. Это Виктор Батов объяснил так же искренне: «Никто сейчас не будет перед конференцией, которая будет в декабре месяце, ничего менять. Ничего менять не будет. Потому что до конференции перевыборной нашего президента ФНТР осталось полгода, даже меньше. Вот и всё».
Действительно: перед перевыборами скандал такого масштаба может изрядно подорвать позиции нынешнего руководства ФНТР. Судите сами. В середине октября 2023 года президент России проводил заседание Совета по физкультуре и спорту. Он обратился к статистике за пять лет по приросту числа занимающихся разными видами спорта. При этом он указал: «А настольный теннис – жалкие 5%, хотя теннисный стол можно поставить если не в каждой квартире, то на каждой лестничной площадке» (цитата по ТАСС). То есть Путин призывает развивать этот самый доступный вид спорта, а Федерация настольного тенниса России уже полгода как игнорирует катастрофическую ситуацию в Карелии.
О том, что происходит в ФНТРК, в Москве прекрасно знали. Не только от самих спортсменов: наши коллеги еще в июне 2023 года направили запрос на имя председателя Федерации Александра Бабакова, где изложили имеющиеся факты и попросили высказать свою позицию. Ответа нет до сих пор.
И не стоит забывать про финансовый след. Аккредитованная федерация наверняка получала от Москвы и от Минспорта Карелии некие материальные блага: инвентарь, деньги и т. д. Но если Михаил Бокарев не был избран в 2022 году и, соответственно, не имел никаких полномочий проводить собрание 2023 года – кому же чиновники выделяли финансирование? Такие вопросы лучше замести под ковер.
Тем не менее, в «новой» Федерации делать этого не хотят. От работы с Федерацией «старой» ребята решили отказаться и действовать без аккредитации. Они готовятся к судам, а пока проинформировали о сложившейся ситуации администрацию Президента (оттуда информация уже ушла в МВД РФ) и министра спорта России Михаила Дегтярева.
Ждем дальнейших событий.