Ликвидация: городские Советы в Карелии распускаются по инициативе сверху

Череда весенних самороспусков не могла дать пройти мимо тем, кто интересуется политической жизнью в регионе

17.06.2019 в 20:03, просмотров: 748

Не каждый год происходят на уровне местной власти столь грандиозные преобразования. Чем-то этот процесс даже напомнил случаи массового выброса дельфинов на берег. Хотя разница есть, и существенная. Если о причинах дельфиньего суицида учёные до сих пор спорят, то в случае с горсоветами всё гораздо понятнее.

Ликвидация: городские Советы в Карелии распускаются по инициативе сверху

Если коротко – идёт реорганизация представительской власти на местах, инициированная сверху. И самороспуск требуется для того, чтобы запустить процесс ликвидации городских администраций, функции которых станет выполнять районная власть. Ведь любые изменения, внесённые в Устав, вступают в силу лишь после окончания  полномочий депутатов Совета, которые их приняли.

Ничего нового, кстати, в предлагаемой модели местного самоуправления нет. Именно так и функционировали муниципалитеты до 2005 года, когда при Сергее Катанандове, по инициативе сверху, был запущен процесс создания городских администраций. Единственная разница – городские Советы останутся, но будет ли от них толк при отсутствии собственной администрации? Этот вопрос остаётся открытым.

Цель ново-старой реформы, конечно, благая – экономия бюджетных средств. Насколько она будет велика, сказать трудно, почти невозможно. Ведь полномочия городских администраций перейдут в районные - а значит, нужны будут чиновники, которые будут их исполнять. Да простят меня сторонники объединения, но никакие  сокращения «аппаратов исполнительной власти» никогда не приводили к реальному уменьшению числа клерков. Удивительную способность к регенерации отрезанных частей они проявляли всегда и везде. И ничто не даёт нам повода думать, что в этот раз всё будет по-другому.

Исходя из этого посыла цель очередной реформы видится в другом: повышение управляемости муниципалитетами. Согласитесь: одно дело договариваться с толпой городских глав, выбранных населением, совсем другое – с главами администраций районов, назначаемых по результатам конкурсов. Кому это выгодно? Конечно же тем, кто руководит сверху. Хотя кое-какая выгода перепадёт и местному населению - прекратится отфутболивание людей с формулировкой «это не наши полномочия, ступайте в городскую администрацию».

Кто-то может сказать, что это всего лишь домыслы, и никакой реформы сверху не проводится. И ликвидация городских администраций, равно как и самороспуски городских Советов – это инициатива снизу, поскольку местные депутаты поняли, что так будет лучше. Полноте! Что могли, к примеру, понять депутаты Лахденпохского городского совета, если избрали их лишь в сентябре прошлого года? За такой короткий срок они успели самостоятельно и в хитросплетениях местного самоуправления разобраться, и изменения в Устав осмыслить, и принять их, и дуло самороспуска к собственному виску поднести, и даже курок нажать. Вундеркинды, одним словом! А вот их коллеги из Сортавалы почему-то так не сделали. Всю весну там бушуют страсти по данному поводу, но самораспуститься Совет не может. Причина – у проправительственных депутатов, в основном членов партии «Единая Россия», нет двух третей голосов в Совете. И всего шесть депутатов, придерживающихся иных взглядов, блокировали процесс объединения администраций городского и районного уровней. Это ли не показатель инициативы сверху?

Впрочем, и там, где такие решения были приняты, тоже не всё спокойно. Например, в Медвежьегорске решение о самороспуске горсовета было принято на – внимание! – внеочередной сессии. К чему такая спешка, вопрос-то не из простых? Высказывание по этому поводу депутата Валентины Евсеевой разлетелось по интернет-СМИ: «Никакой веской причины для ампутации местной городской власти я лично не вижу и, более того, считаю, что данное решение - сговор заинтересованных лиц. Если проблема существует, поступить нужно честно: вынести на обсуждение комиссий для серьёзного детального изучения вопроса, а не путём закулисных переговоров, без которых, убеждена, подобные решения не принимаются». Трудно не согласиться с тем, что надо было детально обсуждать столь непростой вопрос. Но не обсудили, и решение уже принято. И опять же, внеочередное принятие столь важного решения можно вразумительно объяснить лишь с позиции инициативы сверху.

Хотя, в принципе, не столь уж важно ­­- сверху или снизу, лишь бы лучше стало. Однако как раз в этом и остаются сомнения. Ведь реформа местного самоуправления идёт уже очень давно. В её процессе полномочия властей передаются туда-сюда, отменяются выборы, на смену которым приходят конкурсы, вводятся выборы депутатов по партийным спискам и т.д. Но к существенным переменам в жизни поселений это не приводит. А потому, думается, впереди нас ждёт ещё не одно нововведение на уровне муниципалитетов. Вот уж и про единые округа вместо районов заговорили. И институт сельских старост из забытья вытащен… Но об этом в другой раз.