Возьмём, к примеру, ситуацию в Сортавала. В 2017 году на выборах в местный горсовет партия «Единая Россия» взяла здесь 8 депутатских мест, 6 – «Справедливая Россия» и 1 – КПРФ. Многопартийный совет? Да! К тому же двух третей голосов у «ЕР» нет. Из чего следует, что оппозиция могла блокировать принятие решений, которые по какой-либо причине её не устраивают. Всё благодаря уставу городского поселения, в котором записано, что заседание совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от избранного состава. Отнимаем от пятнадцати шесть оппозиционеров - остаётся девять. То есть достаточно шести депутатам покинуть сессию, и она неправомочна решать что бы то ни было.
Такой расклад сил при современных реалиях неминуемо должен был привести к конфликту. Как зарытый топор войны, он просто ждал своего часа. И час такой пробил, когда по Карелии повсеместно стали объединяться городские и районные администрации и самораспускаться городские Советы, чтобы объединение наступило сразу после принятия такого решения. В Сортавала, кроме этого, предполагалось объединить ещё и город с Хелюльским сельским поселением. Вот этот нюанс и послужил толчком к тому, чтобы выкопать топор войны, разделив городской Совет на сторонников и противников такого шага.
Кстати, предложение о «слиянии города и деревни» не было уж таким бесспорным, каждая из сторон имела достаточное количество аргументов в поддержку своей позиции. Но сейчас не об этом, ведь такие вопросы целиком в компетенции муниципалитетов, которым лучше знать, в каких условиях их работа будет плодотворнее и послужит на благо жителей. Общественность, между прочим, тоже спросили. Как водится, на публичных слушаниях. Мнения разделились. В Хелюля жители, собравшиеся 20 марта, проголосовали против объединения. Через неделю, 27 марта, жители Сортавала на таких же слушаниях проголосовали «за». Правда, злые языки поговаривают, что тут, дескать, постарались чиновники, чьи голоса склонили чашу весов в сторону апологетов объединения. Так это или не так, разбираться нет смысла, ведь клерки – такие же сортавальцы, как и все остальные, пришедшие на слушания. И в гражданских правах их никто не ограничивал.
Любые решения публичных слушаний носят по закону только рекомендательный характер. Окончательный вердикт должны были вынести депутаты Хелюльского и Сортавальского советов на своих сессиях. Первые большинством голосов решение об объединении приняли еще 8 апреля. А вот в городе всё пошло наперекосяк.
На сессию, назначенную на 10 апреля, пришли двенадцать депутатов, однако после обсуждения повестки дня трое из них без объяснения причин покинули заседание. Всё! Сессия сорвана - ведь мы помним, что по уставу нужен кворум в десять депутатов. Кстати о причинах такого поступка. В сложившихся условиях у оппозиции не было другого оружия, кроме кворумного. У «ЕР» восемь голосов, и останься все двенадцать депутатов в зале, решение о слиянии Хелюльского и Сортавальского поселений было бы принято с вероятностью 99,9 процента.
На следующую сессию, которая была назначена на 16 апреля, явились только девять народных избранников. Кворума нет, решения тоже. Сессия назначается на 25 апреля, приходят на неё четырнадцать депутатов – и шесть из них покидают зал. 21 мая та же история: приходят четырнадцать гордепов, пятеро уходят. 24 мая: на заседание явились восемь членов Совета – сессия не состоялась…
И тогда же, в мае, шестеро депутатов заявляют о сложении своих полномочий. Но полномочий их лишить возможно только на сессии горсовета. Они созывались на 4-го июня, потом 7-го, 13-го, 21 июня - но не состоялись… из-за отсутствия кворума.
Тупик? Пожалуй, да. Пятнадцать взрослых людей, которым сортавальцы доверили защищать их интересы в органе представительной власти, три месяца не могут договориться. В результате с конца марта по конец июня Совет не принял ни одного решения. И Бог с ним, с объединением, но не решались животрепещущие городские вопросы. Политика взяла верх над разумом. Никто ведь не мешал, отбросив в сторону объединительный камень преткновения, провести сессию по решению городских проблем, коих в Сортавала с избытком. Кстати, попытка такая была. На сессию 21 мая депутаты пришли решать хозяйственные задачи, включённые в повестку дня. Об объединении вопроса в повестке не было. Однако в процессе обсуждения он вновь возник. Результат: пятеро гордепов покинули сессию, тем самым сорвав её проведение. Случайность это или продуманный план? Ответ кроется в дальнейшем развитии событий.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит: «В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трёх месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации… вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования». Как уже говорилось, последнее правомочное заседание Сортавальского совета состоялось 25 марта. Значит, 26 июня стукнуло три месяца его бездействию. И уже 27 июня в Сортавальский суд поступает исковое заявление от жительницы города Любови Маршенко о «признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления». Обоснование: «невыполнение своих обязанностей Советом Сортавальского городского поселения нарушает её права как гражданина поселения на осуществление местного самоуправления, предусмотренные ст. 130 Конституции РФ».
Ну и как, есть здесь случайность? Буквально на следующий день по истечении трёхмесячного срока рождается исковое заявление. Складывается впечатление, что оно давно было заготовлено и только ждало заветной даты, чтобы быть отправленным в суд. Основанием для такого предположения может служить и личность заявительницы. Пенсионерка Любовь Григорьевна Маршенко до выхода на заслуженный отдых 22 года отработала директором муниципального учреждения «Центр досуга» Сортавальского городского поселения. В 2009 году была избрана депутатом Сортавальского, а в 2018 году – Хелюльского советов от «Единой России». Что, впрочем, никак не дезавуирует её обращения в суд как избирателя и гражданина.
Далее всё покатилось по рельсам Фемиды: 24 июля Сортавальский городской суд вынес решение: «Признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение»… выразившегося в непроведении правомочного заседания представительного… в течение трёх месяцев подряд». Далее шесть человек (угадайте, кто) оспорили решение в кассационной инстанции. Но это не помогло, и 21 октября Верховный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. Топор войны, так неосторожно выкопанный народными избранниками от оппозиции, обрушился на все депутатские головы.
Чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие событий, не нужно быть ни Вангой, ни Нострадамусом. Глава Карелии Артур Парфёнчиков в скором времени обратится в парламент Карелии с проектом закона о досрочном роспуске Сортавальского горсовета, депутаты ЗС проголосуют «за», и будут назначены новые выборы. Но на этом сортавальская заварушка вряд ли закончится. Победит на выборах «Единая Россия», забрав хотя бы 10 депутатских мест – состоится столь желаемое верхами объединение Хелюльского и Сортавальского поселений, а также упразднение городской администрации. Чтобы не ждать 5 лет окончания депутатских полномочий совета - а предполагаемые изменения вступят в силу только после этого - новый Совет послушно «застрелится», то есть самораспустится. И вновь грядут выборы.
А вот если «ЕР» не возьмёт 10 мест, то может повториться нынешняя история. Но это уже другая тема, будем ждать развития событий. И размышлять над тем, всегда ли однопартийность – это плохо, многопартийность – хорошо.