Политфокус: Что даст Карелии объединение в городские округи

У республиканских властей появилась новая идея: преобразовать муниципальные районы в муниципальные округа

Похоже, реформирование муниципальной власти превращается уже в постоянно свистопляшущую карельскую забаву (да и российскую тоже). Чего только с ней, бедной, за последние десятилетия не вытворяли: прямые выборы в райсоветы отменили, создали городские администрации - а потом объединили их с районными, администрациями районов поставили управлять не выбранных, а назначенных сити-менеджеров, глав районов стали избирать депутаты из числа самих себя, к городским поселениям сельские присоединить удумали… В общем, веселимся на славу. И вот опять. Чтобы муниципалитеты не заскучали.

У республиканских властей появилась новая идея: преобразовать муниципальные районы в муниципальные округа

Суть очередной реформы проста – муниципальный округ образуется путем объединения всех поселений, входящих в район. Благодаря этому с политической арены начисто исчезают сельские депутаты и главы сельских поселений, вместо них на местах появляются чиновники райадминистрации. Пардон, окружной администрации.

Думаете, это что-то действительно новое? Да было уже такое, были волости и волостные управляющие, позже упразднённые во время очередной муниципальной забавы. И окружное нововведение как нельзя лучше демонстрирует правоту поговорки: всё новое – это хорошо забытое старое.

Первыми реформировать свои муниципальные образования захотели главы администраций Муезерского и Калевальского районов Александр Пашук и Валентина Булавцева. Именно они инициировали процесс преобразований в своих районах. На вопрос, зачем это было нужно, Александр Пашук очень доходчиво ответил в интервью с многоговорящим названием «Местная власть станет доступнее», данном им районке «Муезерсклес». Вот только основные его доводы.

«Двухуровневая система местного самоуправления не оправдала себя в малонаселённых районах, искусственное насаждение демократии с помощью Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вылилось в бюрократизацию муниципальной власти».

«Есть реальная угроза, что в ближайшие 2-3 года сельские поселения, в условиях отсутствия в них квалифицированных специалистов, самоликвидируются, не справившись с валом бумажной работы, с требованиями надзорных органов, с электронным документооборотом и ведением сайтов…».

«Зачастую простой человек не понимает, к кому обращаться, с кого спрашивать, если нерадивый чиновник объясняет ему, что «это не наши полномочия». В новом муниципальном образовании полномочия поселения и полномочия района объединены».

«Ещё одно важное достоинство реформы – повысится слаженность действий аппарата управленцев, поскольку все муниципальные служащие будут работать в одной структуре и подчиняться одному главе округа».

Намеренно опустим пока вопрос экономии бюджетных средств в случае реализации очередной реформы. Не потому, что её не будет, а потому, что, как показывает практика, говорим мы о будущей экономии много, а на деле… Ну, вы сами всё знаете.

Что же касается доводов муезерского главы, то с ними не поспоришь. Всё действительно так: есть (и было) «искусственное насаждение демократии», «бюрократизация», недостаток «квалифицированных специалистов» в поселениях и не понимание у людей, у кого какие полномочия имеются. Другое дело, справится ли очередная реформа с этими бедами?

Кстати, раздаются и голоса, что «достучаться до власти людям станет сложнее». Коммунисты же, в лице экс-мэра Олонца Геннадия Степанова, и вовсе выдают мрачный прогноз: «При предлагаемой схеме в районе не остается ни одного управленца, избранного народом. А это не только конец местному самоуправлению. Это угроза самому понятию «народовластие». Потом всё придется восстанавливать. Но какой ценой?». Честно говоря, неожиданное мнение, поскольку предлагаемая модель муниципальной власти изобретена не сейчас, а именно тогда, когда у руля страны стояли коммунисты. Или теперь они прозрели и увидели собственные ошибки?

Кто-то может поинтересоваться: а при чём тут политика, если это касается исключительно исполнительной власти? Да при том, что окружная модель местного самоуправления обязательно отразится на политичекой жизни Карелии. Все мы знаем, что основные партии, так или иначе засветившиеся но политнебосклоне Карелии – КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко»– практически не участвуют в выборах депутатов сельских поселений, тем самым лишая себя возможности попасть в райсовет, поскольку он практически везде формируется именно из сельских депутатов (исключение - «Единая Россия»). В округах же будут прямые выборы в окружной совет, и возможности всё-таки добыть представительство своей партии на муниципальном уровне у политсил появляются. Это плюс или минус с точки зрения политики? Над этим стоит задуматься тем оппозиционным политикам, которые начали критиковать реформу ещё до её запуска.

Что же касается вопроса о трудности «достучаться до власти», то и тут всё не так просто. Что важнее – быть услышанным или добиться решения проблемы? Второе, на мой взгляд. Что толку, если избранный глава тебя услышит, посочувствует и скажет: «Денег нет!». Их действительно просто нет в бюджетах многих сельских поселений. А вот консолидированный окружной бюджет сможет именно решать проблемы. Правда, при условии, что возглавят округа не «послушники» вышестоящей воли, а «болельщики», то есть болеющие душой за свой округ и за своих земляков.

Оценивая ситуацию в целом, приходим к выводу, что проблемы муниципальной власти так и не решены, несмотря на то, что забавляемся реформами мы достаточно долго. Но решать их надо. Кто знает, может, именно создание округов будет способствовать этому. Лишь бы не произошло так, как обозначил в своё время ватиканский дипломат Генрик Мечислав Ягодзиньский: «У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру