Политфокус: Что год грядущий готовит Карелии

Неоспоримо одно: это будет год выборов

Политический прогноз, в отличие от астрологического, обладает большей точностью, но меньшим доверием к нему. Ещё бы: со звёздами спорить не станешь, а вот в политике разбирается всякий, и у каждого своё мнение относительно происходящего в ней. Но всё же рискнём навлечь на свою голову гнев политических звёзд и попытаемся спрогнозировать, что же нам ждать от наступающего 2021 года.

Неоспоримо одно: это будет год выборов
Рис.Алексея Меринова

С очень большой долей вероятности можно предположить, что 19 сентября 2021 года в Карелии пройдут сразу три важных избирательных кампании: выборы депутатов в Государственную Думу РФ; выборы депутатов Законодательного Собрания Карелии; выборы депутатов Петрозаводского городского Совета. И это не считая выборов в муниципальных образованиях.

С меньшей долей вероятности можно говорить о том, что голосование будет проходить в течение трёх дней. Нужные поправки в законы внесены, а соответствующее решение будет принимать ЦИК Карелии. Кто-то может возразить: мол, многодневное голосование зависит от ситуации с коронавирусом. вдруг вакцина его победит и тогда единый день голосования вновь станет по-настоящему единым, а не растянутым на три дня. Но что-то подсказывает, что ковид и выборы никак не связаны меж собой. Каждый из них живёт своей жизнью, давая только повод ссылаться друг на друга при принятии решений теми, кто имеет право их принимать.

Так что готовьтесь к триединому дню голосования, и не только на избирательных участках, но и во дворах, скверах и нужниках - в смысле, в нужных кому-то местах. Закон тоже позволяет это делать, так почему бы не воспользоваться предоставленным правом?

Кстати, голосование, разбросанное по дворам и растянутое по времени, увеличивает число проголосовавших избирателей - или нет? Практика показала, что данные новшества отражаются на явке. Пример, голосование по поправкам в Конституцию прошедшим летом. Напомню, что в голосовании приняли участие менее половины тех, кто имел право опустить бюллетень в урну – чуть более 239 тысяч человек. То есть явка составила 46,07%. А четыре года назад, на выборах в Госдуму, к избирательным урнам пришли 212688 избирателей, т.е. чуть выше 39%. Повышение явки на 7% - это много или мало?

Однако сравнение не совсем корректное, всё-таки голосование и выборы – совершенно разные действа. Поэтому приведём другой пример. В марте и сентябре проходили выборы депутатов горсовета Сортавала. Весенние, когда не было их растянутости по времени и местам, показали явку 22,72%. Осенние, когда их растянули, увеличили её до 31,35%.

Впрочем, и данное сравнение тоже хромает, всё-таки конфликт, тлеющий в Сортавале уже длительное время, тоже внёс свои коррективы в явку избирателей. А посему, давайте посмотрим, как прошли сентябрьские выборы в соседних с нами регионах.

В республике Коми, к примеру, в выборах-2020 в Госсовет (аналог нашего Заксобрания) приняло участие 30,14% избирателей. А 13 сентября 2015 года, когда ни о ковиде, ни о растянутых выборах никто и слыхом не слыхивал, голосовали 50,93%. Отставание – более 20%. Но и это снижение явки отнюдь не обязательно для всех регионов. В Архангельской области губернаторские выборы-2020 показали явку 32,65 % , в 2015 году на таких же выборах она составила 21,00 %.

Вывод: говорить о том, что долгоиграющее голосование и разнообразие мест для него обязательно повысят явку избирателей, пока преждевременно. Слишком много сопутствующих факторов влияет на выборный процесс. А вот изменения в предпочтениях избирателей карельским политикам стоит учитывать.

В той же Коми, например, «Единая Россия» потеряла в Госсовете 6 парламентских мест, «Справедливая Россия» – одно место (их и было у неё всего два в предыдущем составе). А достались потерянные ЕР и СР мандаты парламентариев КПРФ (3), ЛДПР (2), «Родине» и «Зелёной альтернативе», которые взяли по одному, хотя до этого они в Госсовете представлены не были.

Любопытный нюанс: «Единая Россия» потеряла голоса избирателей по единому округу, хотя за её выдвиженцев по одномандатным округам люди проголосовали, что и позволило партии власти сохранить большинство в парламенте Коми.

Вывод: авторитет партий ЕР и СР серьёзно упал в Коми. Но не настолько, чтобы не голосовать за их сторонников.

Что ещё хочется отметить по ситуации у наших соседей, так это мнения общественников: «Это была борьба не кандидатов, а технологий: от законных, вроде партий-двойников, до уголовных, вроде скупки голосов», «Ситуация ещё усугубляется и тем, что ввели трёхдневное голосование, которое, на мой взгляд, не вызывает никакого доверия. Появились новые лазейки, чтобы «регулировать» результаты голосования. Многие так считают», «Данная ситуация показала, что срочно необходимы реформы в избирательном процессе».

Насчёт реформ: да, они нужны, но вот какие?.. А насчёт чернухи: не дай бог, чтобы она приняла у нас запредельные масштабы!

Примеры, приведенные в обзоре, дают понять, что ставки в борьбе за кресла депутатов Госдумы и ЗС РК следует делать на личности, а не на партийный авторитет. И от того, какая партия кого выдвинет по одномандатным округам, будет зависеть её удача или поражение.

Кстати, в прошлый раз за вожделённое кресло парламентария РФ в Карелии боролись сразу десять кандидатов от десяти партий, но всех обошла с большим отрывом Валентина Пивненко. Сможет ли кто из карельских политиков ныне повторить её успех? Или она сама опять пойдёт на штурм Госдумы? Это ещё одна интрига 2021 года, к которой мы ещё обязательно вернёмся.

А пока афоризм замечательного писателя Виктора Гюго: «Пусть всеобщее голосование имеет свои тёмные стороны, но всё-таки это единственный способ разумного правления, ибо представляет собой мощь, превосходящую грубую силу».