Почему все чаще Петрозаводск манит «негородских» животных

Чайки из симовола морских просторов превратились в символ помойки

Раннее утро. Подхожу к окну: на дворе - в двух шагах от Первомайского проспекта Петрозаводска - гуляют на тоненьких длинных ножках три комичных создания. Этакие "комочки" коричневато-желтого цвета с черными пятнышками, и что-то пытаются клевать на асфальте. "Перепелята, а, может, и тетеревята?" - изумился я спросонья. Но тут к детенышам подлетела мама - величавая чайка, и птенцы бросились к ней...

Чайки из симовола морских просторов превратились в символ помойки
С мамой на прогулке. Фото: Александр Трубин

Вообще-то, еще со школьной скамьи мне было известно, что чайки гнездятся в недоступных местах - на каменистых побережьях водоемов. Сам видел их гнездовища на онежских островах. Не подойти: такой "базар" начинался... С другой стороны, всем известно, что чайки давно стали спутником человека. Снимки карельских фотографов с этими белоснежными грациозными созданиями, кружащими за трактором, вспахивающим совхозную ниву, еще в середине XX века получали призы на многих фотоконкурсах.

Потом эта тема приелась, но сами чайки стали "героинями" не только пашни, но и города. В последние годы они буквально оккупировали то, что мэрия Петрозаводска деликатно называет "контейнерными площадками для сбора мусора", а горожане просто и ясно: помойками. Белокрылые бестии, которым, вроде бы сам Бог предписал питаться рыбой, и в которых, по старинному поверью, вселяются души погибших моряков, прочно обосновались возле этих стабильных "пунктов питания".

Тем временем во дворе появился прохожий. Мама-чайка встревожено вскрикнула, и тут же с неба, а точнее, с крыши, спикировал, я могу предположить, папа, а буквально через секунды в воздухе появилась "эскадрилья" и стала с негодующими воплями кружить над бедным мужиком, который, даже не поняв в чем дело, поспешил ретироваться. Так продолжалось с неделю. Чайки-охранники по первому зову родителей буквально сваливались с неба на каждого, кто мог, по их понятию, покусится на птенчиков.

Новые хозяева двора, как заправские спецназовцы, выставив на "господствующих высотах" - крыше и фонарях - наблюдателей, при малейшей опасности вызывали подкрепление и переходили в атаку. Поначалу они пытались отгонять даже ленивых завсегдатаев двора - голубей, однако вскоре поняли, что они не опасны. Со свирепыми криками набрасывались на собак и кошек, однако тоже не проводили с ними "контактных боев". Но когда однажды появилась стая их непримиримых врагов – ворон - битва на земле и в воздухе шла так, что перья летели, и победила "белокрылая эскадрилья".

Но на людей, как я наблюдал, чайки свои атаки всего лишь имитировали, хотя человеческие мамочки уже не рисковали приводить своих чад на детскую площадку. "Ну да, - опроверг мои наблюдения сосед. - Я попытался подойти ближе, чтобы подкормить чаят, так их "мамаша" сорвала клювом (правда, аккуратно) с моей головы бейсболку и, пронеся метров десять, бросила шапку у помойки - мол, там твое место".

Вскоре чаята подросли и перекочевали в соседний скверик, крики их небесных стражей стал тише. Могли ли птенцы выжить, и почему вообще чайки стали гнездиться в городе - с этим вопросом мы обратились к научному сотруднику лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН, кандидату биологических наук Марии Матанцевой.

- Для ученых нет ничего необычного в том, что чайки стали строить гнезда прямо в населенных пунктах, - рассказала Мария Валерьевна. - В Европе эти птицы уже давно облюбовали не только прибрежные города, но и отдаленные от водоемов. Люди не обижаются, хотя претензии есть: чаячий помет трудно смыть со скамеек или кузовов машин.

Привычное гнездовище чайки часто меняют и у нас, их можно найти, например, даже на плоских крышах многоэтажек - чем не необитаемый остров? А потомство, как показывают наблюдения, обычно выживает, так же, как в естественных условиях. Родители находят им пищу, которая содержит необходимое количество не только питательных веществ, но и влаги, даже среди отходов…

Какой можно нам, горожанам, сделать из этого вывод? Давайте принимать жизнь такой, какой она рвется к нам из дикой природы: забредшие в город лоси или кабаны, чайки, сделавшие наши дворы местом выгула своих птенцов. Потерпим, потеснимся, они погуляют и уйдут или улетят. На просторе - без людей - им все-таки спокойнее.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 22 августа 2018

Заголовок в газете: Цивилизация «сверху»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру