С января нас ждут очередные изменения в системе ОСАГО

Система обязательного страхования автогражданской ответственности продолжает настраиваться

Банк России опубликовал проект указания по данной теме. Чтобы усвоить новшества, вспомним о коэффициенте бонус-малус. Это показатель, влияющий на цену полиса ОСАГО, зависит он, в том числе, от аварийности конкретного водителя. 

Система обязательного страхования автогражданской ответственности продолжает настраиваться
Эту страховку не любят и сами страховщики - но, может, что-то поменяется? Фото: Валерия Новикова

Согласно документу, во-первых, планируется перейти на годовой порядок расчета  коэффициента – сейчас он рассчитывается на дату окончания действия последнего договора страховки. Считается, что такая периодичность сделает бонус-малус более прозрачным, исключит злоупотребления. Во-вторых, страховую историю закрепят за каждым водителем – сегодня иногда один человек имеет разные коэффициенты – выступая в роли водителя и в роли владельца транспорта. При этом, если на 1 января 2019 года у водителя в базе Российского союза страховщиков (РСА) будет несколько коэффициентов, присвоят один, наименьший. Случаи обнуления страховой истории при перерыве в вождении исключат. В-третьих, юрлицу будет присваиваться единый для всех единиц автопарка коэфициент бонус-малус. Так организациям будет проще проводить конкурсы на услуги по ОСАГО.

Хотят в ЦБ изменить гибкость ставок страхового тарифа. Причем как вверх, так и вниз. Нижняя граница снизится для всех видов транспорта на 20 процентов. Одновременно, на те же 20 процентов повысится верхняя граница, но исключение составят мотоциклы и моторолеры (здесь предполагается снижение на 10,9 процента) и легковые авто юрлиц (снижение на 5,7 процента). Таким образом, страховщики будут более выборочно подходить к страховому тарифу  для каждого автолюбителя. Тем более, что разбег страховщикам предоставит не только расширенный ценовой коридор. В нынешнее время страховщики делят всех водителей на 5 категорий – в зависимости от возраста, стажа за рулем, аварийности. С нового года таких делений будет уже 50. 

Все это – в недалеком будущем. Пока, как выразился начальник отдела наличного денежного обращения и кассовых операций Нацбанка Карелии Алексей Андреев, рынок страхования автомобильной и гражданской ответственности – один из самых проблемных среди финансовых рынков в нашей стране.

Подтверждают эту оценку форумы Петрозаводска и Карелии, где содержатся разные впечатления о попытках оформить обязательную страховку. Приведем пару из них (стиль и написание авторов сохранены). Чтобы не рекламировать кого-либо из коммерсантов или не сталкиваться с претензиями, заменим настоящие названия компаний.

Первый: «дела с ОСАГО обстоят очень хреновенько. Всюду очереди по полмесяца, а е-осаго (электронное – прим.ред.) заполнять это вообще беда - все сайты убогие пре-убогие, весь заматерился. Там, где обещали всё будет легко и просто, дикий косяк по нивам - год выпуска можно указать только до 1997... тьфу! С сайта компании N перекинули на РСА, а оттуда в какой-то "Сибирский Спас" (Кемерово, чо ж нет-то). Ага, я вот думаю, а не страхануться ли мне лучше где-нить в Крыму, а чо, поедем, если что, на эвакуаторе на юг! Сейчас пробую очередную СК, жду результатов проверки. Скрестил пальцы рук и ног, молюсь на образок».

Второй: «Ну не знаю как там везде, я в компании NN через сайт продлил без проблем, минут 10 ушло. На всякий случай на принтере распечатал в "бумажном виде". На сайте РСА проверил, всё нормуль».

А вот третий отзыв, о котором нашему изданию рассказал петрозаводчанин Виталий: «У меня уже был стаж водительский на родительском авто. На днях я купил свою машину. Хотел застраховаться через интернет, электронным образом. Но в базе не оказалось моего транспортного средства, поэтому программа меня не пропускала. Поехал в одну страховую компанию карельской столицы… потом во вторую, затем в третью… В трех местах мне говорили, что есть некая очередь и застраховать меня без предъявления авто готовы через полтора или два месяца. Но ведь я обязан поставить на учет транспорт и сделать «автогражданку» на подержанное  авто в течение 10 дней! У меня сложилось впечатление, что они просто не хотят связываться с начинающими водителями. Не представляю, через какие круги ада проходят те, кто вот совсем недавно решил сесть за руль и скопил сам себе на «ласточку». В четвертом месте, в офисе страховщика, расположенном в центре города мне сказали – да, мы вас можем застраховать, только у нас успевают пройти два человека до обеда и два после. Я подъехал к этому месту – там за час до открытия офиса уже толпа. Попасть в четверку избранных – невозможно. В итоге, намучавшись, я приехал в пятую контору. Они сказали, что готовы оформить страховку прямо сейчас, если я еще застрахую пассажиров… Согласился, а иначе, как успеть?».

В Национальном банке Карелии напоминают – при подобных историях, если автолюбителю кажется, что его вводят в заблуждение или неправомерно отказывают – следует жаловаться. К примеру, на сайт Центрального Банка России, приложив доказательства.

Также в учреждении отмечают, что многих неприятностей в общении со страховщиками можно избежать, если оформлять полис удаленно, через интернет. В двух недавних случаях из трех приведенных нами с этим были трудности. Но система проходит отладку. В прошлом году около 20 процентов всех договоров ОСАГО в стране были оформлены именно так – электронным образом. Представитель Нацбанка Алексей Андреев поделился личным опытом: «Заняло у меня это максимум полтора часа. Надо отсканировать документы, подгрузить все корректно и получить полис на электронную почту. Программа не откажет и ничего лишнего не навяжет…». Станет ли это действенным выходом – поймем мы только со временем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 4 июля 2018

Заголовок в газете: Ого, какое ОСАГО!..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру