Какими фейер-шоу развлекались петрозаводские подростки 60 лет назад

Корреспондент «МК» в Карелии» вспоминает самые горячие моменты своего далекого детства

"Я рос, как вся дворовая шпана" - это Высоцкий о своем детстве. Так было и в моем, но нынешним тинэйджерам эту фразу сложно понять, и слава Богу. И все же, я предлагаю им окунуться в наше детство и отрочество 50-х – 60-х годов прошлого века, в такое, что уже современным детям невозможно представить, а моим ровесникам будет, о чем вспомнить.

Корреспондент «МК» в Карелии» вспоминает самые горячие моменты своего далекого детства
Пацаны 1950-х...

ВНИМАНИЕ! Убедительная просьба все те штучки, что проделывала наша дворовая шпана, не повторять. Их, как часто сейчас указывается в рекламе, выполняли профессионалы. 


Что такое "кокать" 
Еще чувствовались отголоски военного лихолетья. Мой старший брат Евгений, родившийся за год до войны, рассказывал, как они в еще недавно освобожденном Петрозаводске делали тряпичные мячи и играли ими в футбол. А еще "кокали" носком ботинка на счет, подбрасывая этот мяч так, чтобы он не касался земли. Высший финт: с носка на пяточку через голову и обратно. Женя, кстати, уже став взрослым, мне это показывал.
Что еще я запомнил с тех времен? Пацаны постарше отливали из свинца «поджиги» - пистолеты-самопалы с медной трубкой в качестве ствола. В нем делалась дырочка для запала. Порох тогда не был проблемой, дробь – тоже. В запальник этого "чудо-оружия" вставлялась спичечная головка: по ней лихо чиркали коробком и – ба-бах! Но чаще всего были осечки. В нашем дворе на улице Герцена пацаны проводили эти стрельбы возле сегодняшнего пединститутского стадиона, окруженного тогда частными одноэтажными деревянными домами, нещадно паля по воробьям.
Наше поколение поджиги уже не сооружало, уж больно трудоемким был этот процесс, да и эффективность оружия была мизерной. Самые продвинутые "оружейники" нашей поры, подбирали трубки длиной 20–30 см под патрон "мелкашки". Тогда было трудно только лентяю найти их среди стрелянных гильз калибра 5.6 мм возле стрельбища ДОСААФ на берегу реки Лососинки, чуть выше нынешнего моста по ул.Мерецкова,. Умельцы делали с этим стволом нечто вроде бойка, оттягивающегося бинтовой резиной, как для банальной рогатки. «Самопал» палил, как настоящая винтовка.

Манящее слово "карабит"
Но меня и друзей по двору можно было считать пацифистами. И дальше безобидных "хлопушек" мы не заходили. Но какие это были "хлопушки"! Берется трубчатый ключ от шкафа, коих было навалом в каждой квартире. В отверстие засыпается наструганная со спичек сера, вставляется плотно, по диаметру, гвоздь. К нему и ключу привязываются концы веревки, длиной в полметра. Теперь, держась за нее, следовало этой "пращей" звездануть изо всех сил об стену - именно шляпкой гвоздя. Срабатывал эффект капсюля – грохот стоял такой, что стекла дрожали.
Была у нас, малолетних шкетов, и забава поопасней. Это взрывание бутылок, набитых карбидом – негашеной известью, которую мы называли "карабит". Найти это сероватое с белым налетом вещество было несложно. Карбид использовался для ацетиленовой резки труб, а так как в наших дворах постоянно что-то заваривали или резали, то оставленные рабочими без присмотра бочки с заветным зельем сразу же становились нашей добычей.
"Карабит" кололся на маленькие кусочки. Их можно было бросить в лужу - тогда он начинал шипеть и выпускать пузыри газа. Это было, конечно, интересно, но не очень. Эмпирическим путем мы дошли до того, то если бросить на этот "подводный вулкан" горящую спичку, то он красиво вспыхнет и будет пылкать огнем.
Но жажда познания звала нас дальше. Мы стали делать "гранаты". В сухую (чтобы не началась реакция) винную бутылку засыпали карбид, заливали наполовину водой и забивали заранее подогнанную пробку, сделанную из сучка. Здесь нужны были сноровка и умение. Счет шел на секунды: реакция уже началась, а пробку надо было забить так, чтобы не было утечки газа, а сама бутылка не раскололась. И вот – готово, все разбегаются на безопасное расстояние. Еще пара минут, и взрыв - белая каша теперь уже гашеной извести пополам с осколками стекла разлетается по округе. Все довольны.
Я, кстати, придумал более безопасный метод зарядки «гранаты»: сначала наливал воду, потом заталкивал сухую траву, а на нее сыпал карбид. Теперь можно было спокойно забить пробку, встряхнуть бутыль и опустить ее в «миномет» - наклонно установленную трубу подходящего диаметра. Пробку для такой стрельбы мы забивали уже не намертво, а бутылку брали с толстыми стеклами – из-под Шампанского. Она не взрывалась, пробку вышибало, и бутыль, как мина, летела метров на тридцать.
Но такие забавы не проходят бесследно. Шрам от осколка разорвавшейся не вовремя бутылки остается у меня на правой руке, недалеко от запястья, и по сей день.

«Дымовуха» горит - СS «отдыхает»
В мои времена многие, казалось бы, совсем безобидные вещи, обладали чрезвычайно привлекательной для нас особенностью: они горели! Нпример, куклы, фотопленки, и даже расчески. И не просто горели, а вспыхивали, как порох, и сгорали дотла, не оставляя почти никакого пепла. Эти предметы и стали основой наших, признаюсь, очень опасных забав.
Для создания "дымовухи" лучше всего годилась именно фотопленка. Ее скручивали в очень плотный рулон, а затем также тщательно обматывали фольгой от сигаретных пачек или шоколада. С донного конца делали небольшое отверстие. Дальнейшие действия надо было совершать стремительно: поджечь пленку с донца, бросить "дымовуху" на землю, каблуком придавить ее так, чтобы пламя погасло, и отбежать. Вместо огня из серебристой "сигары" начинали бить густые белые и, вдобавок, слезоточивые клубы дыма. По силе поражения "дымовухой" современные баллончики с горчичным или газом CS - ароматизаторы воздуха. А запустить ее в класс через окно – не слабо? У нас бывало и такое… 

 Продолжение следует

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру