Чем уроки ОБЖ в российских школах отличаются от зарубежных

Пока наших детей учат выживать, за границей их учат жить

«МК в Карелии» пообщался с учительницей по Основам безопасности жизнедеятельности, победительницей конкурса «Педагог года-2019». Мария Коваленко рассказала, какие трудности встречаются при подаче этого предмета, и  что бы она хотела изменить.

Пока наших детей учат выживать, за границей их учат жить
Часто ли придется нашим чадам оказываться в подобной ситуации? Фото: паблик администрации Петрозаводска

Каждый российский школьник сталкивается с таким предметом, как ОБЖ. Несмотря на то, что тема безопасности очень важна и непосредственно связана с жизнью, к ОБЖ дети в основном относятся несерьёзно. Вспомните сами, кто помоложе: наверняка, когда вы были школьниками, то придумывали смешную расшифровку аббревиатуре, прогуливали эти уроки или слушали вполуха. Потому что было неинтересно. Сухая информация, одна теория и очень мало практики.

Изменилась ли подача ОБЖ сейчас? Что на самом деле должен давать этот предмет? Об этом мы поговорили с преподавателем-организатором ОБЖ гимназии №17 Марией Коваленко, которая стала победительницей в городском конкурсе «Педагог года-2019» в номинации «Учитель-преподаватель ОБЖ».

Мария закончила Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена по специальности «педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности». Интересно, что квалифицированных учителей с таким профильным образованием в карельских школах единицы, так как до 2013 года в республике не обучали специалистов по этому направлению. После выпуска Мария хотела работать в МЧС, но не сложилось. Судьба завела в школу и в Систему-112.

- ОБЖ  - практика. Взять ту же первую помощь, которую нужно уметь хотя бы для себя оказывать, - говорит девушка. - Вот ты сейчас сможешь повязку наложить или разобраться в видах кровотечений и способах их остановки? Нет? Потому что даётся для этого мало практики.

На своих уроках она старается проводить как можно больше практических занятий: дети тренируются на манекене делать искусственную вентиляцию лёгких, делают друг другу повязки, рисуют на доске правила дорожного движения, проводят инсценировки, надевают противогазы. Кроме того, разбирают и собирают автоматы, показывают положение в строю, а также смотрят фильмы или новостные ролики про недавно произошедшие ЧП. Иногда Мария для беседы с учениками приглашает представителей МЧС, МВД и военнослужащих. Несколько раз в год проводит занятия по пожарной безопасности и в младших классах. Во время этих уроков детям показывают все пожарные выходы в школе и рассказывают, что делать в случае ЧП.

- Когда я пришла в школу, мне уже дали готовую программу. Но, конечно, по ней надо работать с творчеством. У меня есть тема, но я стараюсь давать не общее «что-то», а то, что пригодится в жизни.

У многих учеников и родителей отношение к ОБЖ совсем несерьёзное, поскольку эта дисциплина неэкзаменационная. Мария считает, что её надо начинать преподавать как можно раньше – хотя бы с шестого класса. Например, когда она была на практике в школе Санкт-Петербурга, то обратила внимание: там ОБЖ идёт как основной предмет с пятого класса:

 - Программа та же, но отношение другое. Может из-за того, что это мегаполис и вопрос безопасности стоит острее.

При этом далеко не обо всех темах можно говорить свободно. Например, Мария очень осторожно говорит про случаи, когда гибли дети. Тему на Сямозеро никогда не затрагивает, поскольку те подростки были не в своей власти и не самовольно вышли в озеро. А вот трагедию на Ладожском озере обсуждали, потому что ребята сами решили взять лодку и уплыть на ней.

 - Мы учим ребят, чтобы они проявляли бдительность, - объясняет учитель. - Не беру темы, которые могут к чему-то подтолкнуть, например, про наркотики надо очень аккуратно рассказывать. В 11 классе обсуждаем заболевания, передающиеся половым путем, но слово «секс» не могу произнести на уроке, потому что реакция у многих неадекватная - девочки краснеют, мальчики смеются. Не во всех семьях принято об этом говорить и обсуждать, а вопрос-то важный.

По мнению девушки, было бы замечательно, если бы в российских школах в рамках ОБЖ ввели тему, которая отдельно изучается в США и во многих других странах – «сексуальное воспитание».

 - У нас нежелательно об этом говорить без согласия родителей. Согласны ли они, что их детям объяснят, например, про женский репродуктивный цикл? А знать это надо и девочкам, и мальчикам. К сожалению, до сих пор стыдят тех подростков, которые приходят покупать средства защиты. И вроде ребята пытаются себя оградить от заболеваний, пытаются делать всё правильно, но им не даёт общественное мнение. Нужно, чтобы было хорошее взаимодействие между родителями и школой.

Интересно, что за границей подход к теме личной безопасности совсем другой. Урока «ОБЖ» нет, зато, например, в Израиле обязательная часть учебной программы – курсы по оказанию первой помощи. В год это 60 часов теории и практических занятий. Ученики, успешно прошедшие спецкурсы и сдавшие экзамен, могут продолжить обучаться дальше и оказывать экстренную помощь пострадавшим до приезда профессиональных врачей. Для добровольцев «Скорой волонтёрской помощи» даже проводят специальные учения, чтобы они были готовы к ЧП - например, инсценируют аварии с ранеными.

В Америке дети 12-15 лет уже хорошо владеют навыками оказания первой помощи. Их также учат делать дыхание «рот в рот» или накладывать шину. После этого они даже могут подрабатывать бебиситтерами. Подход у школ к этому предмету очень серьёзный: из-за плохой успеваемости по нему ученика могут оставить на второй год.

Россиянка, живущая в Америке, рассказала, как необычно прошёл один из уроков местного «ОБЖ». Два дня школа проводила масштабную инсценировку ДТП с жертвами-детьми и виновником – пьяным школьником. Для этого привлекались как сами школьники, так и актёры. Момент якобы произошедшего ДТП, привоз пострадавших в больницу показывали по онлайн-трансляции. Всё выглядело очень реалистично и, хотя все знали, что это проходит в рамках урока, не могли поверить, что происходящее - хорошо спланированная игра.

 - У нас проводить уроки за пределами школы сложно, нужно много разрешений: учебного заведения, соответствующих органов, - сетует Мария. - Если выезд группой далеко, то и разрешение родителей. Все оформляется документально, особенно во время уроков. Назначается ответственный за жизнь и здоровье ребят.

Создаётся впечатление, что на Западе, несмотря на отсутствие предмета ОБЖ, больше внимание уделяется тому, что действительно может пригодиться в жизни, а в России всё зависит от инициативности преподавателя и его знаний. Что реальнее пригодится в жизни сегодняшнему подростку – умение ориентироваться ночью в лесу, или днем в метро? Навык разжигания костра с одной спички, или безопасное обращение с банкоматом?..

И ещё важно любить свой предмет. То, с какой заинтересованностью Мария Каваленко рассказывает о своих уроках и  учениках, говорит об одном – её ребята чему-то на ОБЖ точно научатся.

Мария Коваленко на дежурстве в Службе 112

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру