Как помочь ребенку привыкнуть к школе: советует карельский психолог

Начало учебы – очень непростой период

Специалисты считают, что российские школьники испытывают более сильный стресс по сравнению со сверстниками из других стран мира. Стресс – плохой товарищ в учебе.

Что говорить о тех, кто учится в младших классах. Первоклашкам тяжко перестроиться с режима детсада на режим школы, второклашкам достается не меньше – ведь они уже «взрослые», спрос растет. Тем, кто идет в третий и четвертый класс,ы достается серьезная нагрузка – впереди уже среднее звено.

Начало учебы – очень непростой период
Фото: misssuesnurseryschool.blogspot.com

Хорошо, когда дома не ругают за тройки и замечания в дневнике, но принятием и пониманием родительская помощь не ограничена. Что могут сделать мамы и папы, чтобы облегчить жизнь школьнику?

Режим и зарядка

В Роспотребнадзоре Карелии советуют уделить самое пристальное внимание режиму дня. Ложиться спать ученику младшей школы стоит не позже девяти часов вечера, чтобы хорошо выспаться. Норма сна в таком возрасте – не менее 10 часов. За два часа до отхода ко сну лучше заняться чем-то тихим и спокойным, а не смотреть видео на телефоне.

В утреннюю рутину стоит непременно включить зарядку – она даст возможность качественно проснуться. Необходим и плотный завтрак. Бутерброд с сыром и какао не считаются, ведь первый прием пищи у ребенка младшего школьного возраста должен «забирать» не меньше четверти суточной нормы калорий.

Родители также должны проконтролировать, как долго чадо сидит над «домашкой». В первом классе уроков не задают, во втором и третьем на все домашние задания не должно уходить больше полутора часов, в четвертом и пятом – не больше двух часов. Очень важно также проследить, чтобы ребенок делал десятиминутные перерывы каждые 45 минут.

Несмотря на «взрослый» статус школьника, ребенок 7-10 лет нуждается в играх ничуть не меньше, чем детсадовец. И прогулки очень важны: не в магазин с мамой, а полноценные. Двигаться и гулять школяру надо никак не меньше трех часов в день.

Эти нехитрые правила позволяют не терять работоспособности и хорошего самочувствия.

Советы учителя

Ольга Бывшева, педагог одной из школ Сегежи, поделилась своими рекомендациями. По мнению учителя, есть вещи, которые способны действительно помочь, и они остаются в зоне ответственности родителей. Учеба – без сомнения, важная задача в жизни ребенка, но время на отдых и развлечения, игры и прогулки необходимо. Не стоит с 1 сентября перерубать все каналы связи с беззаботностью детства, мотивируя это внезапно наступившей «взрослостью». Дитя хочет взять игрушку в школу? Пожалуйста! Но достать ее из ранца можно только на переменке. И если от учителя последует замечание, что игрушка отвлекает, тогда ее придется оставить дома.

- Помогать, разумеется, нужно, - отметила Ольга. – Однако делать, к примеру, за ребенка уроки нельзя. Если что-то непонятно, нужно объяснить. И постепенно, не спеша, сводить эту помощь к минимуму, развивая самостоятельность. Еще один важный пункт – больше хвалить за достижения, даже небольшие, меньше ругать. И не сравнивать с другими детьми.

Еще один полезный совет со стороны учителя – держать режим, особое место в нем выделив подготовке уроков дома. Выбрать удобное время и закрепить его именно за этим пунктом. Неплохо также закреплять элементарные навыки письма и счета, чтения, доводя до автоматизма. Но помнить, что ребенок может сохранять внимание не так долго, как взрослым хочется.

Перед соблазном прямо 1 сентября записать школьника в пять секций и три кружка лучше удержаться. Поначалу, предположила педагог, нужно понять, «потянет» ли дитя такую нагрузку. Садиться за уроки в девятом часу вечера, перед этим посетив несколько занятий – не лучшая идея.

И очень важно контактировать с классным руководителем: задавать вопросы, ходить на собрания. При этом следует соблюдать баланс. Если родители считают, что педагог был неправ в отношении их чада, не стоит говорить об этом в присутствии ученика – авторитет учителя нужно поддерживать. С другой стороны, даже вызов в школу и неприятный разговор с классной дамой не должен стать поводом для криков и скандала дома. Маленькому человеку, погрузившемуся в мир, где он сам должен отвечать за такое количество вещей и действий, важно знать: дома его любят не за оценки и не за то, что он лучше соседа по парте рисует палочки в тетрадке, а за то, что он просто есть.

Советы психолога

Психологический комфорт, правильный настрой и ощущение крепкого тыла в лице родителей – бесценная база, на которой выстраивается позитивное отношение ребенка к учебе.

Психолог Ольга Краснова (для которой вопросы подготовки ребенка к школе важны, поскольку она сама в этом году ведет сына первый раз в первый класс) отмечает, как важно помнить: в новой школьной форме остается тот же ребенок, что был с вами вчера, год назад и в минуту рождения:

- Он не повзрослел за одну ночь, и ему по-прежнему нужно внимание, ласка и время для игр и баловства, время, когда он перестает быть ответственным школьником и может побыть для родителей любимым малышом, - говорит она.

Многим родителям пригодятся шесть советов от Ольги. 

1. По возможности, сохраняйте спокойный доброжелательный тон, говоря о школе. Если вы тревожитесь и транслируете это ребенку, он будет тревожиться тоже, только сильнее, ведь если взрослые и мудрые родители так переживают, наверное, эта школа - опасное место, где ему, маленькому, уж точно не справиться.

2. Не акцентируйте внимание на успехах и неудачах (только если сам ребенок не заговорит об этом). В период адаптации лучше интересоваться тем, что было интересного, что понравилось и не понравилось, с кем подружился, что показалось сложным. Оценки не должны стать единственной темой разговоров о школе.

3. Объясняйте. Школьные правила и нормы могут быть непонятны ребенку (они и взрослым иногда не очень понятны), так же, как и поведение других людей. Объясняйте, в чем смысл того или иного правила, почему могла рассердиться учительница, почему подрались те два мальчика, на что обиделась эта девочка. Главное в таких разговорах - не занимать менторскую или обвинительную позицию, не искать виноватого.

4. Помогайте ребенку на первых порах, если ему трудно. Важно с самого начала создать ему ситуацию успеха в учебе, чтоб впоследствии ожидание неудачи не блокировало познавательные процессы. Главное - не перестараться и не начать делать за него, это успеху не способствует.

5. Воспринимайте его всерьез. Если о какой-то ерунде или каком-то пустяковом конфликте он рассказывает, как о важном событии - значит, для него это и правда важно, не обесценивайте. Фраза "да что ты переживаешь из-за ерунды" может напрочь отбить желание делиться с вами.

6. Будьте доступными. В этот период ребенку как никогда нужна родительская поддержка, тепло, эмоциональная близость, похвала. Ему важно знать, что родительская любовь не зависит от школьных успехов и неудач, что его будут любить любого, и с "двойкой", и расстроенного, и рассеянного, и сердитого, и несобранного, и даже нахулиганившего. Что бы ни случилось, оставайтесь на стороне ребенка, а не системы, ему важно знать, что вы априори рядом и защитите его, если понадобится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру