Тогда в официально опубликованных документах о борьбе с пьянством не было упоминания о варварской вырубке элитных крымских виноградников, закрытия винных предприятий - об этом мы узнали позже. Как и о том, какое жалкое существование влачил наш Петрозаводский ликеро-водочный завод, попросту - "ликёрка". В 1989 году, когда насажденная сверху "борьба за трезвость" пошла на убыль, я отправился на ПЛВЗ взять интервью у его директора Валентины Трипецкой. "Ты что - это же запретная тема", - отговаривали коллеги. Так я и назвал свой репортаж.
Валентина Андриановна была несколько удивлена появлением журналистов, но видимо, ей самой хотелось выговориться о наболевшем. До 1985 года завод выпускал 2 млн. 700 тыс. декалитров продукции в год, но это не означало, что все это количество выпивали только жители республики.Значительная часть спиртных напитков поставлялась в Мурманскую область, где не было своего предприятия. В 1986 году объем производства рухнул до 1,3 млн. декалитров, а выпуск "цветных" напитков - ликеров и настоек - практически прекратился.
В 1989 году, рассказывала нам директор, планируется выпустить уже 1,45 млн. декалитров продукции, но с "цветной" по-прежнему будут проблемы: не хватает сахара. За годы борьбы с алкоголизмом его потребление в стране резко выросло. Но не из-за того, что пьяницы стали сладкоежками, а просто в разы подскочило самогоноварение.
Тогда Валентина Андриановна открыла нам один секрет, но просила об этом пока не сообщать читателям.
«Вы обратили внимание, что привозная водка разлита в зеленые лимонадные бутылки - так называемую евротару, а наша продается в соответствующей напиткам прозрачной посуде?»- указала директор.
«Дело в том, что заводам-производителям предписывалось не только сокращать объемы производства, но и уничтожать запасы водочной тары. У нас на складе имелось примерно полмиллиона бутылок, которые должные были превратиться в стеклобой. Рука не поднялась, я ее сохранила», - вздохнула Валентина Андриановна…
Мы с фотокорреспондентом Василием Петуховым осмотрели цеха, лабораторию, где из химической посуды (другой не было) продегустировали напитки. Поинтересовались, пьет ли сама директор, и если да - то что предпочитает?
- У нас, вы удивитесь, непьющий коллектив, - ответила руководитель. - Специфика работы такая, что неустойчивый к спиртному человек здесь не задерживается - увольняем. Я сама могу вывить рюмку в праздники. Предпочитаю нашу "Столичную" водку и "Клюковку".
На прощание Валентина Андриановна протянула нам по бутылке "Столичной". Заметив мой взгляд на кофр фотокорреспондента, деловито сказала: "Его охранники могут проверить, лучше спрятать под куртками - за пояс в штаны". И сама проводила нас до проходной, проконтролировав процесс "пересечения границы". Водку мы принесли в редакцию. А через пару дней наступал новый 1990 год - год отмены антиалкогольной кампании.
…Мы сдержали слово, и ничего не рассказали о директорском секрете. За это самостоятельное решение директор могла бы запросто вылететь из партии и лишиться должности. Сегодня Валентина Трипецкая, заслуженный работник народного хозяйства республики, 25 лет отработавшая руководителем ПЛВЗ, чья фирменная продукция - "Карельский бальзам", "Петровская", "Клюковка" - стали брендом союзного уровня, уже давно на заслуженном отдыхе. И об этом смелом даже по нынешним временам поступке, думаю, уже можно было рассказать.