«Порубочные остатки»: что представляют собой отработанные карельские делянки

«Лежневки» из бревен и горбыля, пни, бревна – что еще можно увидеть на делянках в Пряжинском районе

С каждым годом количество делянок в Пряжинском районе увеличивается. Был лес – остались пеньки, порубочные остатки и одинокие деревья. На местах вырубок нередко можно увидеть лежневые дороги в виде сплошного бревенчатого настила или горбыля – в самых топких или непроходимых местах. В принципе, даже грунтовые дороги, по которым проходит тяжелая лесозаготовительная техника, довольно быстро приходят в негодность. Правда, потом их восстанавливают, но почему-то количество жалоб на «убитые» лесовозами дороги из отдаленных поселков меньше не становится.

«Лежневки» из бревен и горбыля, пни, бревна – что еще можно увидеть на делянках в Пряжинском районе

Читайте по троеме: "Лес рубят — делянки остаются"

Штабеля

В 2015 году неподалеку от лесного озера Ковералампи, которое находится в пешей доступности от поселка Пряжа, появились штабеля сваленного леса. Причем на делянках поблизости работы уже не велись. Спустя 5 лет, в 2020 году, часть бревен все же исчезла. Те, что остались, успели сгнить. Кто был арендатором участка, приняли ли делянки, о которых идет речь – вопрос все еще остается открытым.

Пожалуй, не меньше удручает лесная дорога у Пряжинского стадиона – из горбыля. Вроде поселок рядом, а тут настоящая временная дорога. Довольно протяженная, горбыля для нее явно не пожалели. Правда, без резиновых сапог и средства от клещей там делать нечего.

Порубочные остатки и не только

В апреле 2017 года делянка образовалась на 4 километре по дороге на Киндасово. Эту деревню все знают как «столицу карельского юмора», но мало кто знает как место, где находился Киндасовский лагерь.

С конца 1941 г. по весну 1944 г., в д. Киндасово размещался концентрационный лагерь строгого режима. Киндасовский концентрационный дисциплинарный лагерь, по свидетельствам очевидцев, был самым страшным из всех устроенных оккупантами на территории республики.

Вырубка возле дороги вызвала возмущение дачников, один из них обратился к главе Карелии с жалобой. На место прибыл начальник Пряжинского центрального лесничества и заверил, что вглубь рубить не будут. Вырубка прекратилась, но через некоторое время неподалеку стали появляться штабеля из бревен.

Не меньше делянок можно встретить у старой Святозерской дороги. Она примечательна количеством порубочных остатков и спиленных деревьев и кустов, которые все еще лежат вдоль асфальта. На делянках рядом с дорогой работы уже не ведутся – по всей видимости,  ушли вглубь леса. Бросается в глаза мусор, который кто-то оставил лежать под сосной рядом с табличкой «Свалка мусора запрещена», и бревна, которые плавают в воде. Как они там оказались – история умалчивает.

Дорогой лес

Практически на каждой из делянок можно встретить порубочные остатки – хорошо, если не стволы деревьев. На взгляд обывателя, это выглядит довольно удручающе. Особенно если учитывать закон о сборе валежника, который сурово покарает любого, кто покусится на порубочные остатки в местах проведения лесосечных работ. Вместе с тем, цена на дрова для печного отопления все больше кусается. А с заготовкой дров на корню по договорам купли-продажи для населения ситуация обстоит еще более печально.

Приобретая древесину для собственных нужд, в том числе для отопления, жители республики передают ее лесозаготовителям (частным предпринимателям), чтобы те предоставили взамен хотя бы машину дров. Причина в том, что техника для вывоза леса с делянок довольно дорогостоящая, денег у населения нет, и это единственный способ хоть немного сэкономить на дровах. Однако способ идет вразрез с законом. Между тем, если с предпринимателем не был заключен договор на оказание услуг, причем в письменной форме, то за все нарушения, которые будут выявлены на делянках, ответит конкретный гражданин, с которым составлен договор купли-продажи лесных насаждений.

Варварство - или так и надо

По мнению местных жителей, порубочных остатков на делянках, где в настоящее время не ведутся работы, быть не должно.  Но одно дело взгляд обывателя, и другое - профессионала. Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились с запросами в Минприроды Карелии и в Пряжинское центральное лесничество. Там мы рассчитываем узнать, как обстоит дело с несколькими делянками вдоль дороги на Киндасово, старой Святозерской дороги и неподалеку от озера Ковералампи: кто арендует лесные площади, истекли ли договоры аренды, соответствуют ли делянки всем существующим требованиям, правильно ли проведена очистка - или у арендаторов еще есть время ее произвести, ведутся ли там вырубки в настоящее время, как будет проходить лесовосстановление.

Сейчас на делянках все зазеленело: оставшиеся деревья и кусты покрылись листьями, выросла трава, однако даже сейчас бревна, сухой спиленный кустарник, пни серыми пятнами выделяются из окружающей зелени.

Вместе с тем, недавно мы писали о том, что в Карелии планируют ввести интенсивную модель использования и воспроизводства лесов. В Минприроды республики уточнили, что из-за скученности леса ели и сосны в большинстве своем вырастают тонкоствольными, малопригодными для работы ЦБК и предприятий деревообработки. Чтобы получить более качественную древесину, решено производить выборочные рубки.  Именно такой подход используют в Швеции и Финляндии. Интересно, через сколько лет на месте этих делянок появится лес, который можно будет отнести к качественной древесине?

Карельские делянки: лес вырастет не скоро, зато остались порубочные остатки

Карельские делянки: лес вырастет не скоро, зато остались порубочные остатки

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру