В феврале этого года правая обочина площади Гагарина, примыкающая к вокзалу, второй раз за последние годы стала платной. Участок отдали в аренду фирме «А3». Цены за право припарковаться компания держала, в принципе, приемлемые. За полчаса автолюбители должны были заплатить 60 рублей, за час – 100 рублей. Если же время парковки составит от двух до пяти часов, в таком случае стоянка обойдется в 70 рублей в час, а если более пяти часов – 60 рублей в час.
Но, видимо, этого руководству «А3» показалось мало. Цену они не подняли: просто больше не дают припарковаться на полчаса. То есть стоять ты можешь хоть 5 минут, но платить придется за час – 100 рублей.
Сколько нужно времени, чтобы проводить родственника на поезд? Минут 20-30. При этом требовать плату за час бизнес-решение неудачное – таким предложением просто никто не будет пользоваться. Но проблема в том, что у людей не остается выбора: парковка по другую сторону площади, у отеля «Piter Inn», постоянно занята машинами посетителей ресторана, а во дворах стоят авто местных жителей. Таким образом, альтернативы просто нет – хотя, исходя из положений антимонопольного законодательства, она должна быть. Поэтому паркуются петрозаводские водители, где придется – в надежде, что ГИБДД не заметит.
Вообще, если вдуматься – за что фирма-арендатор берет с нас деньги? Многие пользовались и пользуются услугами платных автостоянок. Это хороший бизнес, но сначала стоянку нужно построить, огородить, подвести к ней электричество, обеспечить охрану… Нечто подобное я ожидал, когда стало известно, что мэрия отдала привокзальную стоянку «частникам». Бизнесмены могли раз и навсегда решить проблему транспортного коллапса на пл.Гагарина.
Если кто не в курсе: прибыв в Петрозаводск вечерним поездом, пассажиры имеют только две возможности разъехаться по домам - такси или личное авто. Ни один маршрут общественного транспорта в 23.00 уже не обеспечивает доставку по городу. И на привокзальной площади скапливаются табуны автомобилей, нарушая все ПДД и просто нормы безопасности.
Нынешние хозяева «гагаринской» парковки вполне могли пойти по пути питерских и московских коллег: установить турникеты, позволяющие временно заехать на парковку на 10 минут или заплатить за более долгую стоянку. Но они, как мы видим, предпочли не делать ничего. Даже за сохранность машин на парковке ответственности они не несут.
А зачем? Альтернативы-то у людей нет! Фирмачи просто дерут с нас за то, чем мы до этого пользовались бесплатно. Городским же властям, которые не могут не знать об этой проблеме, похоже, наплевать.
Казус в том, что даже получать деньги ни за что у арендатора не очень-то получается. Уже через несколько дней после того, как парковка заработала в платном режиме, мэрия собралась расторгнуть договор с ее организаторами. Причина – неплатежи: «А3» обязано каждый месяц платить в городской бюджет 37,4 тысячи рублей, но, похоже, не справлялась и с этим. Долги были погашены, что не гарантирует от появления новых.
Если сейчас посмотреть на стоянку, то становится понятным: кроме часов прибытия поездов она пустует, по меньшей мере, наполовину. Вряд ли это можно назвать прибыльным бизнесом. Это предприятие, от которого плохо всем: нам негде парковаться, бизнесмены не получают прибыли, город претерпевает ежевечерний транспортный коллапс.
Почему власти с этим мирятся – непонятно.