Вернется ли рекламный хаос на петрозаводские улицы

Предприниматели объясняют, чего они хотели добиться, оспаривая решение Петросовета

В начале прошлой недели Второй апелляционный суд в Санкт-Петербурге постановил отменить ограничения, наложенные Петрозаводским городским Советом на уличные вывески. Это сразу вызвало опасения общественности, что на наши улицы вернутся аляповатые, безвкусные, а подчас просто страшные аншлаги торговых точек. Но коммерсанты объясняют: люди просто не разобрались в том, что произошло.

Предприниматели объясняют, чего они хотели добиться, оспаривая решение Петросовета
Фото из паблика "Красивый Петрозаводск"

Первой реакцией обывателей на судебный вердикт стало возмущение. Напомним: в мае прошлого года городским Советом было принято решение «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа». Согласно им в центре города, где многие дома построены в середине 20 века в неоклассическом архитектурном стиле, можно размещать вывески только из отдельных элементов. Позволялись объемные отдельные буквы, подсветка, логотипы и фирменные знаки без использования подложки. В случае нарушения возбуждали административные дела.

Введение ограничений совпало с ремонтом городских фасадов, в результате чего центр Петрозаводска приятно преобразился. Сравнительные фото «было – стало» приводит паблик «Красивый Петрозаводск»:

Обратите внимание: фотографии "До" сделаны известным блогером Ильей Варламовым, посетившим наш города этим летом. И он был совсем не в восторге от увиденного: "Все первые этажи в куче рекламы и вывесок. Видимо, реклама на фасадах тут никак не регулируется".

По логике вещей, теперь, после отмены депутатского решения, все должно вернуться на круги своя. И жители города этому вовсе не обрадовались: в социальных сетях комментарии под торжествующими постами истцов и их представителей указывают на то, что общественное мнение на этот раз полностью на стороне городских властей.

Внести ясность в ситуацию попыталась Елена Гнетова, карельский Уполномоченный по правам предпринимателей, поддерживавшая в суде позицию коммерсантов (а заявителями выступили более 40 человек).

Бизнес-омбудсмен указала, что имеет место путаница: город был изувечен не вывесками, которые владелец торговой точки обязан иметь по закону, а недобросовестной рекламой. Рекламные баннеры нужно согласовывать, вывески – нет. Эти два понятия нельзя смешивать. Но у городской администрации имелись и имеются все рычаги управления, позволяющие избавиться от «рекламного хаоса» без введения новых ограничений.

«Размещение наружной рекламы регламентируется органом муниципальной власти города Петрозаводска», – напомнила Гнетова на своей странице в социальной сети. – «Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа утверждён решением Петрозаводского городского Совета от 22 марта 2017 года и размещён на официальном сайте Администрации ПГО. Таким образом, Администрация ПГО уже регулирует размещение наружной рекламы».

Более подробно о том, чего именно хотели добиться заявители, и что будет дальше, мы попросили рассказать известного петрозаводского ресторатора Александра Лукьянова. Именно он стал инициатором обращения в суд.

Александр начал с того, что ни он, ни его коллеги-коммерсанты ни с кем не хотели судиться. Когда было принято решение об ограничениях, они честно пытались договориться с мэрией о компромиссе. А компромисс был необходим, потому что все торговые точки загнали под одни стандартизированные условия, что в условиях нашего города просто невозможно. Действительно: вывеску ресторана, расположенного посреди проспекта, видно отовсюду, и ее необязательно делать большой. Но если магазин спрятан за деревьями, и если буквы на вывеске будут величиной в положенные 50 сантиметров, его просто никто не заметит.

Таких примеров можно привести много. Поэтому прежде, чем принимать какие-то решения, требовалось обследовать город, уверен бизнесмен. Именно так было сделано в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, где есть ограничения на уличные аншлаги. У нас такая работа вообще не проводилась

– Да и кто бы ее проводил? – задается вопросом Александр Лукьянов. - Главного художника сократили, главного архитектора сократили, за внешний облик нашего города отвечают юристы и коммунальщики. Ну, и еще депутаты городского Совета, тоже «высокие профессионалы» в сфере архитектуры и визуализации… Вместо того, чтобы проделать всю необходимую работу, проанализировать данные, привлечь профессионалов, городские чиновники просто переписали часть правил, принятых в Москве и Питере – и пошли штрафовать…

Лукьянов рассказывает, что поначалу в местной администрации попросили предпринимательское сообщество представить свои соображения на этот счет. Они были представлены – на шести листах. И, видимо, отправлены в мусорную корзину, потому что никакого действия не возымели. С руководителем городского комитета градостроительства и землепользования Евгением Перовым встречались трижды, после чего он самоустранился от решения вопроса. Больше никаких организованных контактов с мэрией не было. "Деловая Россия" тоже самоустранилась от разрешения конфликта. И тогда коммерсанты обратились в суд.

Еще на стадии подготовки иска юрист Наталья Союнен, представлявшая истцов, обратила внимание на то самое решение Петросовета от 2017 года, которым регламентировалась наружная реклама.

- Мы поняли, что городская администрация имела все возможности очистить город от доморощенной рекламы, - поясняет Александр Лукьянов. – Она просто не умеет или не хочет этими возможностями пользоваться.

По его мнению, к вывескам нельзя подходить унифицировано, как к дорожным знакам. Конечно, какие-то основные правила должны быть, но индивидуальность ни в коем случае нельзя запрещать, в каждом спорном случае нужно разбираться. Проблема в том, что заниматься этим должны профессионалы – художники и архитекторы, которых в мэрии нет.

Не согласиться с этой позицией нельзя. Отсутствие профессионалов при принятии решений уже начало негативно сказываться на облике города. Отсюда - розовый Дом офицеров.

- А расцветка веселенькая? - Приезжай, обхохочешься...

Или изуродованный авторский замысел здания на ул.Энгельса.

Читайте по теме: «Петрозаводский архитектор возмущен изуродованными фасадами бывшего здания Министерств и ведомств»

Получается, что пока что внешность Петрозаводска портят именно некомпетентные чиновники – вернее, отсутствие компетентных. Хотя бы потому, что так называемые «дизайн-коды» есть во многих городах страны, но нигде еще они не были успешно оспорены. Возможно, потому, что разрабатывались вместе с коммерсантами, а подчас и просто с их подачи. Самый яркий пример – Рыбинск. 

Только в Рыбинске: что обязательно нужно увидеть путешественнику

Только в Рыбинске: что обязательно нужно увидеть путешественнику

Смотрите фотогалерею по теме

Что же касается того, вернется ли в центр города «шанхай», то предприниматели это вовсе не приветствуют.

Вадим Маркелов, владелец компании «MB Barbell»:

- Мое мнение: дома, заклеенные этикетками - это отталкивающее зрелище. Я за наведение порядка в этой области.

Роман Гольцев, владелец сети магазинов «JEANS STREET»:

- Предприниматели пытались вести диалог с администрацией города, но все безуспешно. Писали письма, обращения, но их игнорировали. Предприниматели делали разумные предложения по регулированию размещения рекламы, предприниматели тоже жители города и, как ни странно, хотят эстетики. Но в администрации не знают, что такое диалог с людьми. Так всегда бывает, когда не найден компромисс. В результате администрация будет договариваться с предпринимателями и принимать решение, устраивающее стороны. А пока выплатит десятки миллионов рублей по искам от предпринимателей.

Илья Раковский, член правления карельского отделения «Деловой России»:

- Бизнесмен новой формации - цивилизованный бизнесмен - заботится о внешнем облике своего города. Я знаю, что большинство петрозаводских коммерсантов работают именно так. Но есть и те, кто нацелен на быструю выгоду, в особенности это касается «гастролеров». У меня есть опасения, что с отменой ограничений эти граждане вновь обвешают центр своими баннерами с маркировкой «временная вывеска», и Петрозаводск из вполне европейского фешенебельного города, каким он стал сейчас, вновь превратится в провинциальный райцентр. Нужно, чтобы местная администрация как можно быстрее разработала новые правила, которые устроили бы и обывателей, и коммерсантов.