Накрылась медным тазом: питкярантцы проиграли борьбу за общественную баню

Здание продано, и какая судьба его ждет теперь – остается только гадать.

До того, как полностью исчезнет такое понятие, как «муниципальная баня», водопровод «должен прийти» в каждый дом, а «водовозка» – стать страшной сказкой из далекого прошлого. Хотя по такой логике общественная баня не должна исчезнуть никогда.

Здание продано, и какая судьба его ждет теперь – остается только гадать.
Фото паблика "Нетипичная Питкяранта"

Уход в нерентабельность

С единственной на весь город общественной баней попрощались жители Питкяранты. Вместо капитального ее преображения, на которое так надеялись питкярантцы, здание в прошлом году попросту выставили на продажу. Только чтобы окупить затраты по ремонту помещения, нужны будут значительные средства. А ведь также собственнику придется платить налоги, оплачивать счета за потребление воды и электроэнергии.

Сделать цену билета оптимальной не получится, это приведет к снижению посещаемости. Не спасет даже то, что в Питкяранте потенциальными пользователями общественной бани могли бы стать жители двух кварталов двухэтажных аварийных домов, а также жители частного сектора, которые не успели обзавестись собственными банями. Это как минимум. Но по завышенной цене и при низком качестве услуг (без капитального ремонта до качества дотянуться вряд ли удастся) ходить будут единицы, и рано или поздно предприниматель сообщит о полной нерентабельности предприятия.

Начинание под откос

За муниципальную баню местные жители бились до последнего. Подробности рассказала общественница Анна Бойкова: «Активных защитников было всего несколько десятков человек, но они честно старались сохранить муниципальную баню. Причем отстаивали от души, креативно – предложили реализовать проект банно-досугового комплекса со скейт-парком в рамках партиципаторного («народного») бюджета, чтобы не только провести реконструкцию городской бани, а рядом, на месте сгоревшего кафе, еще и создать интересную и пользующуюся популярностью площадку для молодежи.

Общественники видели это так

Но проект «не выгорел». К примеру, в последнюю неделю вместо одного проекта администрации разрешила голосовать за три (из семи представленных). В итоге голоса «рассеялись», и банный комплекс со скейт-парком занял почетное третье место. А на первом оказался «административный» проект, который предполагал ремонт многострадальной улицы Ленина. Хотя для муниципальной бани это был чуть ли не единственный шанс не просто выжить, но и окупиться. Помывочная, сауна-люкс, парикмахерская, массажный кабинет, автоматы по продаже горячих и холодных напитков, магазин сопутствующих банных и косметических товаров, небольшое кафе-буфет – все это могло изменить текущее плачевное положение в лучшую сторону.

Причем активисты предлагали сдавать в аренду часть площадей бани для услуг и часть парка под стрит-фуд, чтобы предприниматели ставили там ларьки или даже палатки в теплое время года. Это бы принесло дополнительные средства для обслуживания и развития объекта, а в бюджет города поступали бы дополнительные налоги.

Вместо этого просто продали здание одному частному лицу, чей бизнес-план без поддержки и комплексного подхода может постепенно завести объект в тупик. Город не только упускает выгоду от аренды и сезонные налоги от разных предпринимателей, но рискует, делая ставку на единственного инвестора.

Конечно, сейчас, после того, как здание продано, на митинг из-за бани никто не выйдет. А вот помогут ли льготные билеты, которые готова спонсировать администрация района, удержать на плаву муниципальную баню, только на капитальный ремонт которой, по информации, озвученной главой города Татьяной Юрченко, требуется 5 млн. рублей? Хороший вопрос».

В любом случае активисты сделали для защиты общественной бани больше, чем местные чиновники и депутаты, проголосовавшие за ее продажу.

Безысходность или чистое здоровье?

Для кого-то общественная баня – это пережиток прошлого, для кого-то – ритуал (если дома только ванна, но привык), для кого-то – необходимость, потому что других альтернатив нет.

Впервые о том, что общественная баня нужна, я задумалась в поселке Матросы, когда в торжественной обстановке обрадованным и не очень жильцам вручали ключи от нового дома, построенного по программе переселения из аварийного жилья. Неподалеку от новостройки с недоделками снесли видавший виды барак. Я работала журналистом «районки» и написала статью с претензионным названием «Благоустроенная сказка». Среди новоселов оказалась и пенсионерка весьма солидного возраста. Она всю жизнь проработала лесорубом и получила ключи от нормального жилья лишь на 85 году жизни. Ее оптимизм и слова про то, что казенной бани не стало, приходилось ходить в частную, «оплачивая» ее покупкой дров, врезались в память. «А теперь ванна! Боюсь верить», – сказала она тогда.

В Пряже, где я прожила всю сознательную жизнь, с общественной баней тоже все было не ладно: в какой-то момент закрыли мужское отделение, осталось всего одно – женское (несмотря на название, туда ходили все, но в разные дни). Потом цена на билет взлетела до звезд: 200 рублей на человека. Отдавать 1000 рублей в неделю за пятерых было дороговато. Помню, что многие бабушки стали ходить в баню раз в две недели, а условия ухудшились. За горячую воду «нес ответственность» один промышленный бойлер, холодной воды было вдоволь, но какой в ней смысл? Все происходящее казалось каким-то злодейством.

Какой-нибудь коммерческой бани на тот момент в поселке не было. Без знакомых с баней, собственной бани либо ванны или душа в своем жилье выжить было нельзя. А благоустроенных домов в Пряже практически нет. Летом многие до сих пор моют посуду на озере. Моя мама многие годы поласкала зимой, в ледяной воде, белье на всю семью. И когда в поселке появится водопровод, который еще надо будет поставить на баланс, и за свой счет от магистральной линии подвести трубы к частным домам, неизвестно.

Однако без бани никуда, эту простую истину осознала поселковая власть и взяла ситуацию в свои руки (в настоящее время муниципальный контракт на содержание бани заключен с МБУ «Комфорт»), поэтому полного краха и закрытия бани удалось избежать. К чему привело временное закрытие общественной бани в поселке во время самоизоляции, мы уже писали. 

Читайте по теме: "Жители Пряжи не знают, как помыться в условиях строгой самоизоляции"

В отсутствие цивилизации

Во многих населенных пунктах республики общественные бани вымирают. Обычно после того, как попадают в частные руки, хотя иногда именно в руках предпринимателей бывшие казенные бани оживают. Однако всегда, несмотря на то, есть общественная баня в населенном пункте или нет, остаются люди, которые живут в неблагоустроенных домах, но на строительство собственной бани денег не накопили. Учитывая, какими удручающими бывают зарплаты и пенсии в сельской местности, нет ничего удивительного в отсутствии лишних денег у населения.

Без общественной бани, по информации местных жителей, остался Беломорск. Как оказалось, средств на ее содержание попросту не хватает. Нет общественной бани в Сегеже, зато появился еще один магазин. В Олонце общественная баня не работает уже много лет. Полуразрушенное здание, которое прежде переходило из рук в руки, сейчас оказалось никому не нужно. В Кеми за муниципальную баню на улице Ленина бьются общественники, пока она продолжает работать два раза в неделю. А вот железнодорожную баню закрыли  ее место «занял» ритуальный зал. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру