Петрозаводское здание, изъятое у жены Василия Попова, осталось невостребованным

Люди, продавившие идею от занижении цены «Петропита», оставили город и без недвижимости, и без денег

Помещения бывшего Комбината школьных столовых, ставшего предметом крайне сомнительного уголовного дела, пропадают в буквальном смысле. Разбираемся, какие же реальные убытки понес город от резонансной сделки, и какова в этом роль местной администрации.

Люди, продавившие идею от занижении цены «Петропита», оставили город и без недвижимости, и без денег
Здание бывшего Комбината школьных столовых сегодня "убито"

Предыстория

Шесть лет исполняется 26 марта с того дня, когда были арестованы фигуранты уголовного дела о мошенничестве с имуществом петрозаводского МУП «Петропит». Бывшая директор предприятия Ольга Залецкая и Александра Корнилова - руководитель фирмы, арендующей здание - были объявлены участниками преступного сговора. Арест вызвал шквал критики как со стороны общественности, так и от республиканских властей (последние вмешались с большой неохотой). 

Пикет в защиту арестованных женщин собрал более полутысячи человек

Впоследствии участниками преступной группы были признаны бизнесмен и политик Василий Попов и его жена Анастасия Кравчук.

Подробности этой истории мы освещали постоянно и с разных точек зрения. Если кратко: в 2012 году директор «Петропита» Ольга Залецкая, с одобрения петрозаводского мэра, выставила на аукцион принадлежащее муниципалитету здание на ул.Калинина общей площадью 3237 кв.м. Минимальная стоимость строения после трех экспертных оценок была определена менее чем в 18 миллионов рублей – при рыночной цене якобы в два раза большей (по утверждению следствия).

Причиной двойного снижения цены стало то, что помещение было отдано в долгосрочную аренду на 49 лет, что существенно сужает круг возможностей его использования. Арендатором была фирма, руководимая Александрой Корниловой. В результате участие в аукционе приняла только Анастасия Кравчук – супруга известного в республике бизнесмена и политика Василия Попова. Как единственный участник она и приобрела бывший комбинат - по начальной цене, а где взяла деньги, можно догадаться.

Анастасия Кравчук, Александра Корнилова, Ольга Залецкая

Через полтора месяца после сделки фирма-арендатор добровольно освободила помещения. То есть здание якобы снова стоило 34 миллиона, половину которых городской бюджет вроде как недополучил. Главное: в частной собственности оказался земельный участок в 5000 кв.м., который новые хозяева теперь могли использовать по своему усмотрению. Все это – в результате сговора.

Схема или план

Причиной интереса правоохранительных органов и журналистов стало то, что все эти женщины так или иначе зависели от Василия Попова.

Василий Попов

То есть три хорошо знакомых между собой человека, подчиняющихся четвертому, сделали так, что городское имущество, стоившее 34 миллиона рублей, досталось им всего за 18 миллионов.

С другой стороны, все происходящее было совершенно законно – об этом говорила на суде экс-градоначальница Галина Ширшина:

«Попов, Корнилова и Кравчук осуществили обычные, законные, постоянно осуществляемые поступки. Сначала они взяли здание в аренду, а потом, приняли участие в открытом аукционе, когда здание было выставлено на продажу. Кравчук оказалась единственным участником и купила помещение по начальной цене».

Аналогичной была разница в подходах к этой истории силовиков и журналистов. Первые обнаружили спланированное преступление, вторые увидели лишь блестяще реализованную схему - хитрую, но совершенно легитимную. Об этом мы говорили изначально, и придерживаемся этого утверждения до сих пор. Теперь есть неопровержимые доказательства того, что в результате сделки никакого ущерба городская казна не понесла. А вот от следствия...

В отсутствии потерпевших

Первым ударом по версии об искусственном занижении продажной цены стал факт, первоначально нами не замеченный: бывший комбинат находится менее чем в 100 метрах от железной дороги. А значит, построить вместо него жилой комплекс или офисное здание, как мы предполагали изначально, закон не позволяет – только склады, гаражи, автостоянки, здания коммунально-бытового назначения и т.д.

Читайте по теме: «Ликвидное, никому не нужное»

Таким образом, становилось понятным, что продать землю дорого, купив по дешевке, не получится (почему судами это было проигнорировано – загадка). По той же причине муниципалитет, вполне удовлетворенный полученной суммой, отказался признавать, что понес убытки. Это могло поставить в деле точку, но тут в Петрозаводске сменился глава администрации. Спустя несколько дней мэрия вдруг объявила себя потерпевшей – и дело ушло в суд, который вынес обвинительные вердикты.

Возмещение ущерба

Мало кто интересовался, что происходило после приговора, а это самое для петрозаводчан неприятное. В соответствии с законодательством, незаконно проданное помещение у собственников изъяли в пользу государства. Но не в городскую или республиканскую, а в федеральную – теперь им распоряжается Росимущество.

Как мы убедились лично, за прошедшие годы здание приведено в ужасающее состояние. Оно не отапливается, не освещается и, главное, не охраняется. Зайти сюда может любой.

Здание "Петропита" - типичная "заброшка"
Внутренние помещения "Петропита" разгромлены

Мы отослали запрос в Росимущество, попросив объяснить, каков же сегодня интерес к этим помещениям со стороны бизнес-сообщества. Ответ обескуражил:

«За период с января 2019 года по настоящее время МТУ Росимуществапровело следующие мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот здания и участка.

Направлена информация федеральным организациям о выявлении потребности в использовании имущества. В настоящий момент от федеральных организаций получены отказы в использовании данного имущества. Кроме того, в декабре 2019 проведена рабочая встреча по потребности в использовании с потенциальным балансодержателем. После изучения технических характеристик здания также получен отказ.

На официальном сайте МТУ Росимущества размещена информация для потенциальных арендаторов. До настоящего времени обращений от них не поступало. Также направлен запрос о наличии потенциальных арендаторов в АО «Корпорация развития Республики Карелия». По информации АО «Корпорация развития Республики Карелия», потенциальные арендаторы отсутствуют».

Сейчас ведомство пытается найти нового арендатора через карельское Минимущество. Пока безрезультатно: никому не нужно ни это здание, ни земля под ним. Так где же тот спрос на бывший комбинат, о котором заявляла новая петрозаводская администрация?

«Ни топора, ни рубля, еще рубль должен»

Самое «вкусное» в другом. Опять же в соответствии с законом, в федеральный бюджет ушли и те 18 миллионов рублей, которые семья Поповых заплатила за это здание:

«…Суд признал недействительным договор купли-продажи указанного имущества, применил последствия недействительности сделки: …обратил в федеральную государственную собственность указанное здание предприятия для школьных столовых, взыскал с ПМУП «Петропит» в доход Российской Федерации 17 831 000 руб.».

То есть городская администрация, заявив о нанесенном ущербе, оставила город и без здания, и без денег. Мы этого не знали, но юристы не могли не знать: при вынесении решений по делам подобного рода - когда сделка аннулируется из-за уголовной составляющей - все уходит в федеральный бюджет. Выглядит так, будто городские власти действовали заведомо в ущерб Петрозаводску. 

…Как сообщили нам в Росимуществе, после полученной от "МК в Карелии" информации ведомство обратилось в МВД республики с просьбой организовать патрулирование территории вокруг бывшего хлебокомбината. Чему это поможет – непонятно, воровать там больше нечего. Да, похоже, и было нечего.

Фото Максима Берштейна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру