Как петрозаводский коч "Помор" открыл "русскую Америку": часть третья

Лучшей благодарностью за помощь на Аляске оказался штоф "Петровской горькой"

30 лет назад экспедиция из Карелии на поморском коче добралась до американских берегов, но никак не могла на них высадиться: в ненастный день судно оказалось в северо-западной части большого залива Нортон, а к утру окончательно потеряли свои координаты…

Лучшей благодарностью за помощь на Аляске оказался штоф "Петровской горькой"

Корреспондент "МК в Карелии" Александр Трубин вместе с путешественником Юрием Наумовым перелистывают страницы бортового журнала.

Читайте по теме: "Как петрозаводский коч "Помор" открыл "русскую Америку": часть вторая"

- А как же знаменитая американская береговая охрана - вас не искали?

- С 8 октября ветер и течение мотали нас вдоль побережья Аляски. Связи не было, наша малохольная радиостанция не дотягивалась до спасательных служб США. Мы пытались как-то определиться по очертаниям берегов, проблескам маяка. Если была возможность, становились на якорь, а затем вновь шли вдоль побережья.

Ночью 11 октября штормовали у мыса Румянцева. Утром пошли на «пряжинке» за водой, но на катере к борту подошли два любопытных эскимоса - Эрик и Эн. Они по нашей просьбе привезли бидон с водой. Благодарности не было предела! С аборигенами на берег отправили толмача Андрея - для связи с официальными властями.

Через пару часов он сообщил по радио, что человек, который мог бы нас отбуксировать в гавань, отказался: слишком большое волнение, а у него трое детей. А ветер на месте нашей якорной стоянки тем временем усиливался…

Из судового журнала:

"Гребнем волны с носа через фальшборт в лодку на палубе налило воды - все вышли на ее откачку, уборку дров в поварню. Якоря держат хорошо. К утру усиление ветра до 20м/сек, якоря по 50кг не держат, пришлось бросить становой - 75-килограмовый. Стоим вроде надежно, когда рассветёт – проверим.

Коч поставило лагом к волне (то есть бортом - самое худшее положение для судна - авт.), совсем недалеко видны буруны отмели. Волна через борт начала захлестывать палубу, прорываясь в трюм. Пошел мокрый снег, и вроде бы светает, но видимости нет. Выход единственный: идти к берегу под одним парусом - фоком. Ситуация критическая, и в 16.20. подали сигналы бедствия: звуковую и две красные ракеты и начали подготовку к возможной эвакуации людей на берег, если подойдут катера".

- И помощь подошла?

- Нет, хотя мы видели лодку, которая не смогла выйти к нам из полосы прибрежных бурунов. К счастью, к вечеру стих ветер, мы смогли поднять грот, отойти от опасного берега и снова встать на якорь.

А утром 13 октября на бреющем, пролетел "Геркулес" – большой самолёт с горящим на брюхе прожектором. Он сделал над нами круг, помахал нам крыльями, кинул две дымовые шашки – определил силу и направление ветра на следующий заход - сбросил желтый бочонок. Спустили лодку и выловили его. В нем рация - связь установлена! С самолета запросили: терпим ли мы бедствие, и какие наши планы? Ответили: не бедствуем...

- Чтобы сработало международное морское правило: "Нет спасения - нет вознаграждения"?

- Тут, как мне кажется, не было коммерческого интереса в спасательной операции, хотя, согласно морскому кодексу, за спасение судна нужно платить. Вообще-то американцы потратились: самолет прилетел к нам аж за 2000 верст. Мы поблагодарили летчиков и сообщили, что хотели бы зайти на зимовку в закрытой лагуне Хуппер-Бей.

С нами тут же связался толмач Андрей: "Мужики, белые американцы не советуют идти туда, особенно зимовать. Некоторые несознательные эскимосы там имеют привычку крепко выпивать и по пятницам пострелять из ружей, особенно по белым. Идите в селение Скаммон-Бей, там "сухой закон", аборигены - люди верующие, волнуются за вас, и Совет старейшин уже принял решение о предоставлении зимовки в деревне - порядок гарантируют".

Из судового журнала:

"Встаем на якорь при входе в Скаммон-Бей. Нам сообщают, что при таком волнении нет желающих провести нас из открытого моря через бар - естественную отмель в устье реки.

14 октября. По радиосвязи Андрей сообщил, что только один капитан, Феликс, сможет выйти на лодке, чтобы показать курс на пролив и буксировать нас, или принять людей - видать, надеется получить обещанный штоф "Петровской" петрозаводского разлива в качестве приза за помощь судну".

Едва ветер стал стихать, поставили парус и, благополучно миновав отмели бара, отдали якорь в лагуне Скаммон-Бей на глубине всего два метра. В 12.45. подошел катер Феликса, сразу за ним - еще две лодки. Эскимосы поднялись на борт, мы в ответ подняли из трюма "Петровскую". Затем подняли якорь и пошли в Скаммон-Бей в сопровождении Феликса, правда, раз шесть-семь чиркали по мели. А при подходе к поселку Иван и Станислав достали из трюма колокола…

В Скаммон-Бей встречало все население поселка

Так - в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы - коч встал на якорь на рейде одного из селений Русской Америки. На берегу - множество взрослых и куча детей, которые гроздьями повисли на нас. Мы благодарим американцев, а Андрей переводит слова их пастора Мориса, державшего в руках Библию: "Бога благодарите!". А потом нас отправили в школу. Не учиться, а помыться в душе после такого долгого перехода – мы же спали в тёплой одежде, не раздеваясь. И после - по коробочке с соком каждому. Как это было прекрасно!

На Аляске над дельтой Юкона по поморской традиции поставили обетный крест в память русских первопроходцев

- Какой ты увидел "русскую Аляску" образца 1991 года?

- Праздничной. На небе - звёзды, на школе и домах - разноцветные фонарики, на улице бегают люб опытные дети. После штормовых якорных стоянок фантастичная обстановка обжитого - прямо Рождественская Аляска. Как нам рассказали, эскимосские поселки на побережье Аляски дотируются государством и бизнесом. Некоторые деревни фактически живут на обеспечении нефтяных компаний - это форма компенсации коренному населению за использование их земли и природных ресурсов.

Большая честь - сфотографироваться с "Мисс Аляска"

Последняя запись судового журнала:

"15 октября. На коче - порядок…"

О том, как "Помор" перезимовал на Аляске, как он дошел до Форта Росс - "Русского форта" и что наши путешественники узнали о его основателях, мы еще расскажем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру