Корреспондент "МК в Карелии" Александр Трубин вместе с путешественником Юрием Наумовым перелистывают страницы бортового журнала.
Читайте по теме: "Как петрозаводский коч "Помор" открыл "русскую Америку": часть вторая"
- А как же знаменитая американская береговая охрана - вас не искали?
- С 8 октября ветер и течение мотали нас вдоль побережья Аляски. Связи не было, наша малохольная радиостанция не дотягивалась до спасательных служб США. Мы пытались как-то определиться по очертаниям берегов, проблескам маяка. Если была возможность, становились на якорь, а затем вновь шли вдоль побережья.
Ночью 11 октября штормовали у мыса Румянцева. Утром пошли на «пряжинке» за водой, но на катере к борту подошли два любопытных эскимоса - Эрик и Эн. Они по нашей просьбе привезли бидон с водой. Благодарности не было предела! С аборигенами на берег отправили толмача Андрея - для связи с официальными властями.
Через пару часов он сообщил по радио, что человек, который мог бы нас отбуксировать в гавань, отказался: слишком большое волнение, а у него трое детей. А ветер на месте нашей якорной стоянки тем временем усиливался…
Из судового журнала:
"Гребнем волны с носа через фальшборт в лодку на палубе налило воды - все вышли на ее откачку, уборку дров в поварню. Якоря держат хорошо. К утру усиление ветра до 20м/сек, якоря по 50кг не держат, пришлось бросить становой - 75-килограмовый. Стоим вроде надежно, когда рассветёт – проверим.
Коч поставило лагом к волне (то есть бортом - самое худшее положение для судна - авт.), совсем недалеко видны буруны отмели. Волна через борт начала захлестывать палубу, прорываясь в трюм. Пошел мокрый снег, и вроде бы светает, но видимости нет. Выход единственный: идти к берегу под одним парусом - фоком. Ситуация критическая, и в 16.20. подали сигналы бедствия: звуковую и две красные ракеты и начали подготовку к возможной эвакуации людей на берег, если подойдут катера".
- И помощь подошла?
- Нет, хотя мы видели лодку, которая не смогла выйти к нам из полосы прибрежных бурунов. К счастью, к вечеру стих ветер, мы смогли поднять грот, отойти от опасного берега и снова встать на якорь.
А утром 13 октября на бреющем, пролетел "Геркулес" – большой самолёт с горящим на брюхе прожектором. Он сделал над нами круг, помахал нам крыльями, кинул две дымовые шашки – определил силу и направление ветра на следующий заход - сбросил желтый бочонок. Спустили лодку и выловили его. В нем рация - связь установлена! С самолета запросили: терпим ли мы бедствие, и какие наши планы? Ответили: не бедствуем...
- Чтобы сработало международное морское правило: "Нет спасения - нет вознаграждения"?
- Тут, как мне кажется, не было коммерческого интереса в спасательной операции, хотя, согласно морскому кодексу, за спасение судна нужно платить. Вообще-то американцы потратились: самолет прилетел к нам аж за 2000 верст. Мы поблагодарили летчиков и сообщили, что хотели бы зайти на зимовку в закрытой лагуне Хуппер-Бей.
С нами тут же связался толмач Андрей: "Мужики, белые американцы не советуют идти туда, особенно зимовать. Некоторые несознательные эскимосы там имеют привычку крепко выпивать и по пятницам пострелять из ружей, особенно по белым. Идите в селение Скаммон-Бей, там "сухой закон", аборигены - люди верующие, волнуются за вас, и Совет старейшин уже принял решение о предоставлении зимовки в деревне - порядок гарантируют".
Из судового журнала:
"Встаем на якорь при входе в Скаммон-Бей. Нам сообщают, что при таком волнении нет желающих провести нас из открытого моря через бар - естественную отмель в устье реки.
14 октября. По радиосвязи Андрей сообщил, что только один капитан, Феликс, сможет выйти на лодке, чтобы показать курс на пролив и буксировать нас, или принять людей - видать, надеется получить обещанный штоф "Петровской" петрозаводского разлива в качестве приза за помощь судну".
Едва ветер стал стихать, поставили парус и, благополучно миновав отмели бара, отдали якорь в лагуне Скаммон-Бей на глубине всего два метра. В 12.45. подошел катер Феликса, сразу за ним - еще две лодки. Эскимосы поднялись на борт, мы в ответ подняли из трюма "Петровскую". Затем подняли якорь и пошли в Скаммон-Бей в сопровождении Феликса, правда, раз шесть-семь чиркали по мели. А при подходе к поселку Иван и Станислав достали из трюма колокола…
Так - в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы - коч встал на якорь на рейде одного из селений Русской Америки. На берегу - множество взрослых и куча детей, которые гроздьями повисли на нас. Мы благодарим американцев, а Андрей переводит слова их пастора Мориса, державшего в руках Библию: "Бога благодарите!". А потом нас отправили в школу. Не учиться, а помыться в душе после такого долгого перехода – мы же спали в тёплой одежде, не раздеваясь. И после - по коробочке с соком каждому. Как это было прекрасно!
- Какой ты увидел "русскую Аляску" образца 1991 года?
- Праздничной. На небе - звёзды, на школе и домах - разноцветные фонарики, на улице бегают люб опытные дети. После штормовых якорных стоянок фантастичная обстановка обжитого - прямо Рождественская Аляска. Как нам рассказали, эскимосские поселки на побережье Аляски дотируются государством и бизнесом. Некоторые деревни фактически живут на обеспечении нефтяных компаний - это форма компенсации коренному населению за использование их земли и природных ресурсов.
Последняя запись судового журнала:
"15 октября. На коче - порядок…"
О том, как "Помор" перезимовал на Аляске, как он дошел до Форта Росс - "Русского форта" и что наши путешественники узнали о его основателях, мы еще расскажем.