Как в "лихие 90-е" в Карелии появился ботик Петра Первого

Первое же плавание реплики судна могло стать и последним

Одна из первых в постсоветской России копий "дедушки русского флота" была построена в Петрозаводском клубе "Полярный Одиссей" и спущена на воду в 1996 году: как это было.

Первое же плавание реплики судна могло стать и последним
Копия ботика 1996 года. Фото из архива клуба "Полярный Одиссей"

9 июня в честь 350-летия со дня рождения Петра Великого на Онежской набережной Петрозаводска состоялся торжественный спуск на воду реплики ботика. Подробности этого события вы сможете посмотреть в нашем фоторепортаже, а мы расскажем об истории этого маленького суденышка. И еще о том, как его копия стала "звездой" парада североморских боевых кораблей, посвященного 300-летию Российского флота.

А можно ли "ходить против ветра?"

В 1688 году 16-летний отрок Петр, обозревая окрестности имения Измайлово, обнаружил в амбаре "судно иностранное". Как выяснилось, оно было приобретено еще дедом Петра - Михаилом Федоровичем, первым царем из династии Романовых. В то время отношения с Англией в очередной раз были дружественные - без всяких санкций. Эту лодку в качестве подарка с туманного Альбиона на торговом корабле перевезли сначала в Архангельск, а затем посуху - в матушку-Москву. 

Франц Тиммерман показывает Петру ботик. Рис. Г.Мясоедова

Некоторые ученые мужи до сих предполагают, что царь Михаил планировал использовать ботик как образец для постройки собственного флота. Но это, конечно, фантазии сухопутных историков. Морские суда не стоятся по образу и подобию шестиметровой лодки. А Московия действительно в те времена отстала от Европы в судостроении на века: на Западе уже в 1492 году Колумб достиг Америки, а в 1522 году завершилась первая кругосветка Магеллана.

Пока же юный Петр был в шоке, узнав от своего наставника Франца Тиммермана, что сей бот "ходит на парусах не только что по ветру, но и против оного… сие меня в великое удивление привело неимоверно". По просьбе цесаревича голландец Карстен Брандт отремонтировал ботик, сделав для него новые мачту и паруса, и стал учить Петра " ходить противу ветру" по реке Яузе. 

"Петр управляет парусным ботиком".Рис. А. Кившенко, 1864 год

Не гнушаясь помощи иностранных корабелов, император построил свой настоящий "новоманерный" флот, но не забыл о его "дедушке". Он повелел перевести ботик, нареченный "Святой Николай", в Москву, а затем в новую столицу - Санкт-Петербург, где он и ныне храниться в Военно-Морском музее. 

Оригинальный ботик в музейной экспозиции

Но в советские времена о "дедушке" почти забыли. Символом флота СССР стал крейсер "Аврора", своим орудием в 1917 году "провозгласивший штурм Зимнего дворца и начало новой эры". Хотя история этого корабля куда славнее "революционного подвига"…

Как ветер чуть не угробил ботик

В 1995 году в Петрозаводском клубе "Полярный Одиссей" решили воссоздать ботик Петра. Это сейчас в интернете можно найти чертежи любого судна, но тогда…

"Я выписывал польский морской журнал "Може" - "Море" - и в нем обнаружил приблизительные чертежи ботика", - вспоминает Виктор Дмитриев, президент клуба. – "Чтобы уточнить детали, отправили гонца - нашего корабела Олега Краснова - в Военно-Морской музей. Но там их просто не было - стоял лишь сам экспонат.

Суденышко строили на деньги петрозаводской мэрии, выделенные ее руководителем Сергеем Катанандовым - три миллиона рублей. Учитывая гиперинфляцию - скромная сумма, но и на том спасибо. В Питере чуть позднее на соответствующую копию было выделено 300 миллионов. А мы добавили свои деньги…

Бот строили при помощи школьников-добровольцев, или, как бы сейчас сказали - волонтеров, под руководством наших мастеров. Докрашивали буквально в ночь накануне праздника".

Торжественный спуск ботика на воду был назначен 25 июня 1996 года, в День города, возле памятника Петру I. Он прошел при неимоверном скоплении народа, для которого набережная, открытая всего два года ранее, сразу же стала любимым местом отдыха и развлечений. 

Но технически момент спуска судна был крайне неудачный: северный ветер гнал волну на стенку причала. И когда, после всех православных процедур, кран опустил бот на воду, его тут же прибойные волны стали нещадно бить о гранит набережной. Экипаж, состоявший из строителей, но не моряков, не понимал, что делать. Автор этих строк, вспомнив яхтсменское прошлое, в последний момент буквально рухнул по ванте (канату поддерживающем мачту), на борт, взял на себя командование, и мы с великими усилиями смогли отойти от стенки причала.

Это событие оказалось запечатлено на видео. 

Сейчас я задаюсь вопросом: смог бы царь Петр пережить на этой копии ботика даже хороший порыв ветра? На ней (согласно чертежам "Може") имелись три весла, паруса с "носовой платочек", и сомнительные для удерживания на курсе "шверцы" - выдвижные кили вдоль бортов. Мы же тогда еле выгребли против волны, и поняли, что до клуба "Полярный Одиссей" самим не дойти. Тут нам протянула руку дружбы шхуна "Арктос" капитана Саши Кузнецова и, подав буксирный "конец", дотащила бот до стоянки клуба.

Этот момент спасения мы еще раз вспомнили на праздновании 300-летия Российского флота в Мурманске…

А теперь посмотрим, как спускали на воду младшего брата той реплики: 9 июня 2022 года, Онежская набережная. 

Новую реплику ботика Петра Первого спустили на воду в Карелии

Смотрите видео по теме

Окончание следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру