Как станция метро "Ладожская" стала концом карьера в Рускеала

История карьера в Рускеала. Часть третья

Мы уже рассказали, как в Карелии появился мраморный карьер, и почему добываемый здесь материал в итоге убрали со стен Исаакиевского собора. Сегодня объясним, как добыча мрамора в Рускеала продолжалась в советские годы, и почему в итоге прекратилась.

История карьера в Рускеала. Часть третья

После истории с Исаакием в Рускеале на десятилетия наступило затишье. В начале 1870 года предприниматели Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи, и имевшего достаточно широкую независимость, выкупили карьер у государства. Работящие и предприимчивые финны построили окрест предприятия по производству строительной извести, а затем и особо востребованной, кальцинированной - для отбеливания бумаги.

Рускеальский карьер, 1901 год. Фото из архива краеведа А. Хенинена (Финляндия)

Поначалу работы по добыче велись "дедовским", ручным способом. Но уже в 20-х годах прошлого века в процессе стали применять электричество. К началу "Зимней войны" 1939-40 годов здесь работали шесть обжиговых печей, но не забывалась и добыча мраморных плит - правда, в небольшом объеме.

После окончания войны, когда часть Приладожья и, в том числе, Рускеала вошли в состав СССР, наши ученые изумились объему работ, проведенных финнами за время владения месторождением. Главный карьер (ныне его называют Большой мраморный каньон) имел в длину 400 метров, в ширину - более 100, а глубину - до 90 метров. 

Мраморный завод, 1907 год. Фото из архива краеведа А. Хенинена (Финляндия)

Подземные разработки вообще шокировали: в шахте №6 имелось шесть горизонтов выработок, самый глубокий, 40-метровый штрек располагался на отметке 70-80 метров ниже уровня поверхности. Как сообщают авторы книги "Mining Road. Дорога горных промыслов", изданного в 2014 году учеными КарНЦ совместно с финскими коллегами, "в послевоенное время устье шахты было подорвано и засыпано камнем".

От покинувших родные места финнов нам достался полуразрушенный известковый завод и каменоломни. В 1946 году эти земли стали заселять гражданами СССР, не имевшими понятия о горных промыслах, но все же через год известковый завод стал выдавать первую продукцию. В книге приводятся воспоминания его работника А. Ивонена: "Жилищные условия были плохие... Обстановкой в домах служили ящики, топчаны. Лишь у некоторых имелись железные кровати…"

Какая культура производства могла быть при таком образе существования?.. И когда в 1947 году при попытке открыть главный карьер погибли трое рабочих, именно финны были публично обвинены в намеренном вредительстве - затоплении шахт. Но потом пришлось все-таки признать тот факт, что "с окончания войны надлежащего контроля за ними не было".

В начале 50-х годов в Рускеале были построены типовые щитовые дома, по сути - бараки, коих по всей Карелии строилось больше, чем в 60-х благоустроенных "хрущеб". В них и сейчас живут люди. А бывшее финское производство заработало под брендом РМИЗ - "Рускеальский мраморно-известковый завод". Судя по всему, уровень технологии добычи сырья в нем долгое время оставался допотопным: первые экскаваторы в карьере появились лишь в 1958 году. 

Так выглядел мраморно-известковый завод в 1971 году. Фото П. Беззубенко

Хотя в 1952 году были обнаружены новые запасы облицовочного мрамора, его добыча велась варварским способом: мощными взрывами. В результате повредили массивы минерала, и он стал пригоден лишь на производство строительной и декоративной крошки. Ее завод и начал выпускать в начале 60-х годов для облицовки массово строящихся пяти- и девятиэтажных домов, а также "на нужды минoбoроны"… 

Один из домов в Сортавала, отделанный мраморной крошкой. Фото yandex.ru

Далее в книге идут сплошные отчеты о трудовых подвигах рускеальских горняков, постановлений партии и правительства "об углублении и расширении добычи", им в ответ - повышенные обязательства трудящихся. И действительно, согласно торжественным рапортам, РМИЗ поставлял продукцию в 10 союзных республик по 500 адресам.

Но уже в 1970 году рускеальского мрамора не хватило на отделку ленинградской станции "Приморская" по причине "дестабилизации работы карьера". "Лебединой песней" РМИЗ стала облицовка станции метро "Ладожская" в том же Питере, в те времена, по иронии судьбы - конечной. 

Метро "Ладожская", фото ru.wikipedia.org

На этом более чем двухвековая биография карьера закончилась. В 1986 году предприятие закрыли в виду убыточности. Потуги его возродить предпринимали разные фирмы, но 1 декабря 2009 года Рускельский мраморно-известковый завод был окончательно закрыт и заброшен. 

Все, что осталось от производства. Фото Яны Семеновой

И какое для Карелии счастье, что это место попало в руки людей, которые не только его сохранили, но сделали свой Горный парк "Рускеала" одним из самых популярных брендов республики. 

Каньон зимой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру