Как в Ладожском озере оказалась подводная лодка

Недавняя находка дайверов дала повод вспомнить забытую главу Великой Отечественной

В начале августа отечественный интернет запестрел сообщениями, претендующими на сенсацию: на Ладоге возле города Лахденпохья были подняты фрагменты подлодки, предположительно - отсеки ПЛ типа "Малютка". И есть версия, что попала она сюда по железной дороге.

Недавняя находка дайверов дала повод вспомнить забытую главу Великой Отечественной
Фото из паблика "Весь Петрозаводск | Карелия"

Сенсация районного масштаба

В Сети появились посты: "Еще во времена Советского Союза в Якимварском заливе, на берегу которого расположился город, стояли малые дизельные подводные лодки", а на озере и в его глубинах "проходили различные испытания подводной техники, оружия, в том числе атомного".

Запросы СМИ в официальные органы власти не смогли приподнять завесу тайны над тем, что достали со дна и для каких целей. В районной администрации сообщили, что "не располагают информацией о проводимых работах", а в МЧС предположили, что "фрагмент лодки был специально установлен дайверами. Сейчас его решили поднять и, возможно, сдать на металлолом"… 

Так были ли действительно на Ладожском озере подводные ? Об этом наш рассказ.

Как "Минога" родила "Малютку"

Идея строительства малых подлодок возникла в СССР в начале 30-х годов, когда правительство принято решение об усилении Тихоокеанского флота. Но судостроительной базы на Дальнем Востоке еще не существовало, а перегонять лодки через Индийский или Ледовитый океаны было дорого и опасно. И тогда в головы командования флотом пришла, казалось бы, фантастическая идея: построить ПЛ такой конструкции и размеров, чтобы их можно было перевозить по… железной дороге.

Считалось, что в советской стране не было ничего невыполнимого, и уже в 1932 году родился проект "М", подлодки которого получили у моряков прозвище "Малютка". Нельзя сказать, что судно родилось с "чистого листа". За его основу была взята разработка первой в России дизельной подводной лодки "Минога" инженера Ивана Бубнова. 

Первая российская дизельная подлодка "Минога"

Это 32-метровое судно, принятое на вооружение в 1910 году, соответствовало всем требованиям того времени. Оно могло погружаться на глубину до 50 м, идти под водой 25 миль со скоростью 3,5 узла без подзарядки аккумуляторов, несло 37-мм орудие и два торпедных аппарата.

В годы Первой мировой войны "Минога" совершила 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать корабли неприятеля, но, правда, безрезультатно. Октябрьский переворот большевиков 1917 года сорвал планы по дальнейшей модернизации проекта.

Где на флоте было настоящее горе

"Малютка", спущенная на воду в 1933 году, оказалась длиннее своей предшественницы на 4 метра. Глубина погружения достигла 60 метров, скорость под водой - почти 8 узлов. Но практически сохранилось вооружение: 45-мм пушка и два носовых торпедных аппарата - без запасных торпед. Зато заметно выросла численность личного состава ПЛ: если экипаж "Миноги" составлял 18 человек, то "Малюткой" управляли уже 36 офицеров и матросов. 

Проект "М"

Подлодки исконно считаются самыми некомфортными кораблями, но субмарины проекта "М" побили все рекорды скученности экипажа. С появлением их на флотах родилась поговорка: "Кто на "Малютке" не бывал, тот и горя не видал". Судите сами: даже у командира не было своей каюты - он спал на откидном диванчике. Остальные члены экипажа, свободные от вахты, кемарили на матрацах, расстеленных тут же - на боевых постах. Учитывая, что автономность плавания ПЛ достигала 10 суток, то нетрудно представить, в каком виде возвращались на базу три десятка здоровенных мужиков.

Всего до войны было построено 78 подлодок проекта "М", они несли службу, а затем воевали во всех флотах страны. По советским данным за годы Великой Отечественной на боевом счету "Малюток" суммарно числится 61 потопленное судно, 8 поврежденных и 10 уничтоженных боевых кораблей противника. 31 лодка не вернулась на базу… 

А две "Малютки" действительно воевали на Ладоге. И это было единственное озеро, где в ходе Второй мировой войны использовались подводные лодки.

Как "Вяйнемёйнен" чуть " Малютку" не задавил

В январе 1943 года в ходе операции "Искра" наши войска прорвали блокаду Ленинграда и освободили полосу шириной 11 километров, которую назвали "Дорогой Победы". Но угроза захвата этого жизненно важного для города транспортного коридора существовала, поэтому командование постоянно нуждалось в разведданных о силах и маневрах противника в районе побережья Ладоги. Вести долгое скрытое патрулирование на катерах было невозможным, авиаразведка не могла дать полной картины. И тогда родилась отчаянная идея отправить в озеро субмарины проекта "М".

В Ленинграде нашлись две "Малютки" с бортовыми номерами М-77 и М-79. Обе лодки участвовали в советско-финской кампании 1939 года, совершив несколько безрезультатных боевых выходов, а в 1941-м вместе с кораблями Балтийского флота отступали в Ленинград.

Словом, похвастаться субмаринам было нечем, если не считать одного еще довоенного похода М-79. В 1938 году эта "Малютка" чуть было не развязала преждевременно войну с Финляндией. Барражируя в нейтральных водах Балтики (по утверждению советской стороны), субмарина неожиданно всплыла перед носом идущего полным ходом финского броненосца береговой обороны "Väinämöinen" (Вяйнямёйнен) и еле успела нырнуть на глубину, чудом избежав тарана. Этот случай лег в копилку взаимных обид, вылившихся в ноябре 1939 года в советско-финляндскую войну. 

Броненосец "Väinämöinen". В 1947 году СССР купил его у Финляндии, переименовав в "Выборг". Фото fb.ru

Сухопутное "плавание" субмарин

Во время блокады дизель-генераторы "Малюток" коптили небо над городом, вырабатывая электричество для оборонных объектов. Их экипажи уже и не помышляли о выходе в море. Но именно их военсовет Балтфлота решил использовать в уникальной операции.

Лодки отремонтировали, и стали решать, как перебросить на Ладогу. Нева была под контролем финнов, поэтому водный путь был невозможен. Тут и пригодились конструктивные особенности "Малюток", позволявшие перевозить их по железной дороге. Из прочных корпусов лодок демонтировали всю "внутрянку", ночью подогнали единственный в Ленинграде 150-тонный плавучий кран и погрузили каждую лодку на платформы двух поездов. Субмарины укрыли маскировочными сетями, а сверху накидали ящики и всякий хлам: видимо, чтобы супостат решил, что после субботника из города вывозиться мусор.

Но тут возникла проблема. Обследование пути показало, что высота "мусора "на платформах не позволяла пройти под линиями электропередач. Ее решили по-русски просто: впереди состава отправили пешим ходом батальон связистов и электриков. Они где-то поднимали провода, а где-то просто обрезали линии, пропуская спецпоезд, который двигался со скоростью 5км/час.

Из осторожности составы отправлялись по очереди. Второй стартовал, только когда первый добирался до промежуточной остановки. К началу июля оба поезда без происшествий прибыли на конечную станцию Ладожское озеро. Здесь по временной трехкилометровой ветке их аккуратно перевезли до слипа в бухте Гольсмана, по которому ранее выводили из воды цистерны с топливом для осажденного Ленинграда.

Здесь потребовалось еще одно усилие - не только по сборке субмарин, но их переоборудованию. Дело в том, что пресная вода легче морской, поэтому на лодки пришлось установить дополнительный балласт.

Читайте далее: "Как в Карелии чуть было не испытали ядерное оружие"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру