Детский омбудсмен Сараев: я – не государственный орган!

Уполномоченный по правам ребенка в Карелии отчитался перед депутатами о том, что он смог.

Карельский детский омбудсмен выступил с докладом в республиканском парламенте впервые за все время существования этой должности в регионе. Однако Геннадий Сараев не стал засыпать депутатов отчетными цифрами, а предпочел поделиться своими мыслями об институте уполномоченного по правам ребенка, поскольку, по словам Сараева, ему приходится сталкиваться со множеством мифов и домыслов.

Уполномоченный по правам ребенка в Карелии отчитался перед депутатами о том, что он смог.
Заксобрание Карелии

«Уполномоченный – это не орган государственной власти, у него нет своего бюджета, у нет программы, по которой он работает, – сразу же отметил карельский детский омбудсмен. – У него своего фонда, нет своей льготной очереди в детский сад или школу. У него нет даже права законодательной инициативы. Уполномоченный – это специалист, который работает с крайне важными случаями, такой, знаете ли, топ-менеджер инцидент-программы. Это эксперт, который приезжает туда, где никто не может решить вопрос на месте, потому что есть какое-то разногласие, и уполномоченный является неким переговорщиком с учетом его связей, его опыта и подготовки».

Как сообщил Геннадий Сараев, количество поступающих к нему обращений год от года не меняется.

«Шестьсот – семьсот – восемьсот на сто двадцать тысяч детского населения – это много, – констатировал детский омбудсмен и тут же снова подчеркнул, что является лишь экспертом, к которому прикомандированы лишь два специалиста из Государственного юридического бюро Карелии с зарплатой ниже 30 тысяч рублей. Они обслуживают весь документооборот уполномоченного по правам ребенка, а это минимум по два письма на каждое обращение. А больше всего этих обращений связано с нарушением прав ребенка его законными представителями.

Однако, несмотря на названные цифры, карельский детский омбудсмен считает, что права ребенка в республике «в основном не нарушаются».

«Они могут не реализовываться по разным причинам – нет специалистов, нет денег, нет условий. Нарушения прав ребенка – это крайне редкая история», – пояснил Сараев.

Он также не увидел нарушений этих прав в оптимизации образовательных учреждений, поскольку детям предоставляется место в другом садике или школе. По мнению уполномоченного, проблема заключается лишь в том, насколько родителям удобно довести своего ребенка до этого образовательного учреждения.

Однако совсем обойти острые конфликты в своем выступлении перед карельскими парламентариями Геннадию Сараеву не удалось. Детского омбудсмена вполне ожидаемо попросили прокомментировать нашумевшую историю с избиением двумя девочками-подростками своей сверстницы в Пудоже, которая в итоге была госпитализирована в Детскую республиканскую больницу в Петрозаводске. По этому факту уже возбуждено уголовное дело, но депутат от «Справедливой России» Ройне Изюмов поинтересовался у уполномоченного по правам ребенка, не закончится ли эта история лишь наказанием тех, кто издевался над школьницей, ведь избиение было снято на видео и выложено в интернет.

ПАБЛИК "НАШ ЛЮБИМЫЙ ПУДОЖ"

«Те, кто снимал видео, установлены, и по ним ведется проверка, – сообщил Геннадий Сараев. – Дело в том, что съемка попала в полицию сначала. Тот, кто выложил в интернет, сделал это не в интересах ребенка. Выкладывание любого видео в интернет связано не с попыткой решить вопрос, а с попыткой увеличить просмотры, привлечь внимание и создать некое общественное мнение, суд Линча, общественное бичевание».

Карельский детский омбудсмен назвал это неправильным. «Сегодня реально те дети, которые и пострадавшие, и нападавшие, подвергаются травле. Их выставили напоказ, в них тычут пальцем, их обсуждают. Здесь оставлен цифровой след. Тот, кто это сделал, тоже должен понести наказание», – сказал Сараев.

Председатель депутатского комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Галина Гореликова напомнила в свою очередь, что в нынешнем году республиканский парламент наделил карельского детского омбудсмена полномочиями заниматься не только вопросами защиты прав ребенка на территории Карелии, но и «содействовать международному сотрудничеству» в этой сфере. Члена фракции «Единая Россия» полюбопытствовала у Геннадия Сараева, что им было сделано в области международного сотрудничества в области защиты прав детей, и понадобились ли ему вообще эти полномочия.

«Прямо сейчас у меня находится в работе дело, – ответил Сараев. – Мы работаем непосредственно с МИДом, мы работаем с посольством, c консульским отделом по ситуации вывоза детей за пределы России. Мы работаем отдельно по принятию иностранных наоборот сюда в Россию, – латышей, которые к нам приехали из Швеции. Это отдельный вопрос оказался, потому что мы тоже взаимодействуем с международными организациями, поэтому это актуально, своевременно и позволяет обеспечивать защиту прав и предпринимать действия, которые раньше не были предусмотрены».

ИНИТА И РОЛАНДС В КОСТОМУКШСКОЙ ГОСТИНИЦЕ / ФОТО: МАКСИМ БЕРШТЕЙН

Под занавес выступления детского омбудсмена в республиканском парламенте депутат от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова обратила внимание Геннадия Сараева на острую нехватку в Карелии логопедов и других специалистов-дефектологов при том, что в регионе насчитывается около 8 тысяч детей с задержкой развития, тяжелыми нарушениями речи и другими недугами. По словам Слабуновой, в республике почти не осталось муниципальных психолого-медико-социальных центров, и с такими детьми в районах некому заниматься. «Какие вы видите шаги, чтобы решить эту проблему?», – спросила депутат у детского омбудсмена.

«Скажу честно: у нас не хватает логопедов! – согласился Сараев, но нашел этому неожиданное объяснение: «У нас дети учат говорить других детей. Мы дожили до того, что у нас родители с детьми не разговаривают. У нас сегодня ребенок в одном из субъектов Северо-Запада ослеп в 4 года от усталости глазного нерва: количество экранного времени в день зашкаливало. Сегодня родители с малых месяцев дают детям в руки экраны, а потом в подростковом возрасте еще и наушники в уши. И глохнут!».

Однако, что делать с нехваткой логопедов, детский омбудсмен Карелии сказать не смог. «Этот вопрос, наверное, к вам, депутатам. Что вы сделаете? У меня, к сожалению, нет возможности, даже инициативы законодательной нет. Как это сформулировать, я не знаю», – заключил Геннадий Сараев.     

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру