– Туристы традиционно приезжают в Беломорск, чтобы отправиться на Соловки и посмотреть петроглифы. Вы предлагаете им остановиться не в обычной гостинице или кемпинге, а прямо на морском берегу. Как вам пришла в голову эта идея?
– Этой идеей со мной поделился года три назад мой друг Александр, с которым мы занимались в городе сбором пластиковых отходов. Нам обоим была близка тема экологии, поэтому мы и решили организовать экоотдых на Белом море. Накопили денег, съездили в Питер, нашли владельца фирмы, которая шьет типи. Он сам жил в лесу и там их испытывал. Поговорили с ним, и он сшил нам на заказ первую палатку. Еще две мы сшили потом сами из синтетического материала, который называется «Оксфорд». Он защищает и от дождя, и от ветра. В каждом типи мы поставили печки и кровати с матрасами. В семейном номере – двуспальную кровать. Обустроили отдельную кухню и душ.
Первый год у нас все было очень печально, мы даже думали, зачем мы столько денег в это вложили, но во второй год с туристами стало лучше, а в этом году мы и электричество провели, и теплый душ сделали, и кухню полностью оборудовали. Теперь это современный каркасный купол с видом на море, где установлена плита, микроволновая печь и холодильник. Нам здорово помогла в этом районная администрация, которая выделила грант на поддержку предпринимателей в размере 250 тысяч рублей.
– И кого привлекает такой отдых? Кто к вам приезжает в гости?
– Приезжают к нам со всей страны. В основном, я бы сказал, средний класс. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани. Кто-то добирается до нас за несколько тысяч километров. Причем некоторые приезжают уже не первый год.
– То есть у вас появились и постоянные клиенты?
– Да, и не один. Человек десять уже тех, кто отдыхает у нас постоянно. Людей сюда привлекает Белое море и лес. Кто-то приезжает со своей лодкой и выезжает на рыбалку, кто-то собирает грибы и ягоды – тут у нас и черника, и брусника, и клюква. Кто-то просто хочет подышать морским воздухом и посмотреть на волны. В это году мы приобрели для туристов сапборды, и они могут покататься по морю на доске. Палатки у нас стоят прямо в лесу, и прошлой осенью к нам даже медведь заглянул.
– И что вы делали?
– Пришлось отпугивать. Это был уже сентябрь, сезон почти закончился. Мне позвонил ночью один из туристов, я тут же приехал, и мы стали жечь костер. Турист был с собакой, но та даже лаяла шепотом. Жгли мы костер до утра, а потом медведь ушел по ручью. Правда, забрал банку пива.
– Медведь?
– Да, забрал банку пива и выпил (Смеется).
– Отдых, надо понимать, у вас сезонный. И как долго длится этот сезон?
– Мы начинаем принимать туристов в мае и до сентября. А в этом году люди приезжали даже в октябре. Мы закрылись всего неделю назад. Туристический поток с каждым годом только увеличивается. Если три года назад к нам приехало всего около десяти человек, то в этом году у нас отдохнули примерно сто семей. У нас не было практически ни одного свободного дня.
– Можно ли сказать, что ваш бизнес вышел в плюс?
– Мы пока еще не окупили те средства, которые были вложены. Расходы на этот бизнес большие, и нам нужно постоянно в него вкладываться. Для того, чтобы поставить только одну палатку, необходимо четыре-пять кубометров доски. Кубометр стоит 18 тысяч. А еще понадобятся кровати с матрасами и печки. В итоге на одну палатку уйдет тысяч шестьсот. Но нам интересно этим заниматься, интересно общаться с людьми, и когда-нибудь эти вложения окупятся.