Как отметил Парфенчиков, за последнее время строители «серьезно продвинулись». «Уже возводят стены основного здания, параллельно строят котельную, насосную станцию, монтируют инженерные сети – почти завершили устройство водопровода», – рассказал глава региона. Однако, как выяснилось, котельная, которую собираются построить возле объекта ЮНЕСКО, будет использовать в качестве топлива … каменный уголь.
В распоряжение редакции «МК в Карелии» попала копия рабочей документации по созданию визит-центра музея «Беломорские петроглифы». Ее разработало ООО «Градпроект» из Петрозаводска по заказу бюджетного учреждения «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Республики Карелия», и из этой документации следует, что отапливать визит-центр будет угольная котельная, а рабочим котлом выбран твердотопливный «Прометей -Автомат 400М».
Если бы в Карелии имелись собственные месторождения каменного угля, возможно, выбор такого вида топлива для котельной у объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО можно было бы объяснить. Но ближайшие к республике угольные копи находятся в Подмосковье и Коми, поэтому не нужно быть экономистом, чтобы представить, в какую копеечку влетят поставки угля для котельной у беломорских петроглифов за тысячу с лишним километров от его разработок, особенно на фоне постоянно дорожающих железнодорожных перевозок и прогнозируемого роста угольных цен.
«Я могу понять, когда в XVII-XIX веках топили углем в Англии, Германии, Польше. Там могут и сейчас использовать этот вид топлива. Но только в тех местах, где добыча угля рядом. Однако везти его на сотни, тысячи километров, с погрузочно-разгрузочными работами при железной дороге, создания там же угольного склада, подвоза к котельной, – изумился предприниматель из Петрозаводска Сергей Максаков. – Добавьте к этому недостатки угольных котельных: большие площади для сжигания угля, установка громоздкого оборудования топливоподачи и золошлакоудаления, проведение очистки дымовых газов, постоянный контроль над процессом горения и необходимость утилизации шлака».
Как считает предприниматель, альтернативой углю в котельной возле объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО могли бы стать древесные пеллеты, которые выпускают в Карелии. До недавнего времени их поставляли, главным образом, на европейский рынок, но после введения в отношении России экономических санкций он оказался закрыт для этой продукции. В итоге карельские лесопромышленники были вынуждены резко сокращать производство пеллет из-за отсутствия сбыта.
«От пеллет не образуется шлака, а золы от сгорания тонны пеллет – всего 20 литров, – отметил Сергей Максаков, который сам использует этот вид топлива на своем предприятии. – Котлы производятся полностью автоматическими, где и прочистка теплообменника, и золоудаление, и подача топлива осуществляется без помощи рук, а информация о неисправности приходит на мобильное приложение, и все переключения можно производить дистанционно».
Однако самое главное, по мнению предпринимателя Сергея Максакова, то, что строительство в Карелии угольной котельной станет откатом республики в прошлое.
«Можно много сравнивать плюсы и минусы сжигания различных видов топлива, но неоспоримым фактом является то, что квартальные угольные котельные в Петрозаводске закрылись в 70-х годах прошлого столетия. Петрозаводская ТЭЦ раньше работала на мазуте, а теперь на природном газе. На дворе сегодня XXI век, а республиканские власти для развития туризма на объект Всемирного наследия ЮНЕСКО спроектировали котельную на угле!», – констатировал предприниматель.