«Туристы в шоке от того, что там происходит»

Карелия оказалась не готова к туристическому буму.

Накануне зимнего туристического сезона в Законодательном собрании Карелии решили обсудить, насколько эффективно республиканские власти осуществляют меры государственной поддержки туризма, который объявлен в регионе одним из стратегических направлений развития местной экономики.

Карелия оказалась не готова к туристическому буму.
фото: © Баренц групп

Как отметил председатель профильного комитета карельского парламента Леонид Лиминчук, доля туристической отрасли в валовом региональном продукте еще не достигла общероссийского показателя в 2,6%, и называть ее экономическим драйвером республики пока нельзя, хотя на протяжении нескольких последних лет в Карелии наблюдается настоящий туристический бум. Республика явно проигрывает другим регионам как в туристской инфраструктуре, так и в продвижении своих турпродуктов.

фото: © Законодательное собрание Карелии

По словам заместителя министра экономического развития Карелии Михаила Трифонова, в прошлом году общий объем средств федерального и регионального бюджетов, направленных на поддержку карельского турбизнеса, превысил полмиллиарда рублей. Это позволило республиканским властям оказать финансовую помощь 80 проектам в туристической сфере. Кроме того, еще свыше 400 миллионов рублей были привлечены из внебюджетных источников.

«Учитывая дефицит объектов размещения в регионе, который мы наблюдаем особенно в пиковые периоды, большая часть из привлеченных средств была направлена на увеличение номерного фонда. Сделать это максимально быстро и эффективно можно было путем создания модульных некапитальных средств размещения – глэмпингов и кемпингов. В совокупности было реализовано 30 таких проектов, что позволило создать 94 рабочих места и увеличить номерной фонд республики на 547 мест», – рассказал депутатам карельского парламента Михаил Трифонов.

фото: karlenrunduchok.ru

Однако, как заметил председатель парламентского комитета по экономической и промышленной политике, энергетике и ЖКХ Леонид Лиминчук, ни одно из более чем 800 заявленных мест размещения не указано в сайте «Легендарная Карелия», который республиканские власти обещали превратить в один из главных информационных ресурсов туристической отрасли.

«Если честно говорить, не посещается этот ресурс, очень мало там уникальных пользователей, – констатировал Леонид Лиминчук. – Цифровая трансформация сферы туризма у нас идет очень плохо».

фото: freepik

Не лучше обстоят дела в Карелии и с транспортной инфраструктурой.

«Вдоль границы у нас уже десятки лет не ходит поезд, – напомнил министра экономического развития республики депутат Вадим Андронов. – Оттуда предприниматели уезжают. Местное население уезжает. Турист туда никогда не сможет заехать, потому что расписание такое, что если заедешь, то там и останешься. А раньше эти районы Карелии – Суоярвский и Муезерский – кишели туристами. Меня спрашивают: «Почему в Суоярви такой большой вокзал?». Так там восемь пассажирских поездов ходило в сутки, поэтому и вокзал такой огромный, поэтому такая большая гостиница. Летом там было местным не протолкнуться, потому что так было много туристов».

фото: © static15.tgcnt.ru

Между тем даже в Северном Приладожье, которое считается самым популярным туристическим направлением в Карелии, индустрия гостеприимства все еще находится на уровне мануфактуры.     

«Ситуация с инфраструктурой в Сортавальском и Лахденпохском районах, куда сейчас идет огромный поток туристов, просто кошмарная! – заметил во время обсуждения в парламенте Карелии депутат Владимир Кванин. – Вода, которая течет там из кранов, ее пить и употреблять невозможно! Мыться этой водой нельзя! Дороги просто в ужаснейшем состоянии. Плюс история с теми же такси. В Лахденпохском районе почему-то не работает сервис «Яндекс Такси». А местные поставщики услуг делают такие цены, что, когда разговариваешь с туристами, они просто в шоке от того, что там происходит. Они говорят, что никогда больше туда не вернутся и не посоветуют туда ехать».

фото: "МК в Карелии"

На это фоне совершенно нелогичным выглядит последнее решение самих карельских законодателей, которые при обсуждении проекта республиканского бюджета на 2024 год сняли почти 170 миллионов рублей со строительства подъездной дороги к памятнику природы «Белые мосты» в Питкярантском районе и направили их на поддержку «транспортной реформы» в Петрозаводске. В итоге один из самых востребованных туристических объектов карельского Приладожья остался без крайне необходимого ему инфраструктурного обустройства. Как заявил заместитель министра экономического развития Карелии Михаил Трифонов, за последние два года туристический поток в республику вырос вдвое – с 840 тысяч в 2020-м до 1 миллиона 490 тысяч человек в 2022-м, а налоговые поступления от туристической отрасли увеличились за это время в 2,6 раза – со 154 миллионов до 499 миллионов рублей. Но даже эти цифры свидетельствуют о том, что бюджетный эффект от мер государственной поддержки туризму в Карелии оказался не слишком велик в сравнении с объемами вложенных средств.

фото: © Детский лагерь «Полярный Круг»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру