Максим родился в Суоярви, слух потерял в раннем детстве. В Петрозаводск переехал, чтобы учиться в школе-интернате. Решил здесь остаться. С окружающими он всегда легко находил общий язык, а вот с работодателями наладить контакт часто не получалось. Раньше глухих брать на работу не хотели.
«Как с вами общаться?» — нередко задавали вопрос на собеседовании, вспоминает Максим. После этого или отказывали сразу, или «кормили завтраками». Сам он долгое время работал автослесарем. На жизнь не хватало. Хотел пойти в такси, но в первый раз отказали из-за особенностей здоровья.
Спустя несколько лет ситуация изменилась. Сперва сервис Яндекс Go стал активно предлагать сотрудничество глухим водителям в Москве, а затем и в других регионах. Максим такой возможностью воспользовался и не пожалел. При устройстве в таксопарк переводчик не потребовался. Переписывались, сложностей не возникло.
«А как же вы водите? — часто спрашивают незнакомые люди. — Вот поедет скорая или полиция, что тогда?»
Наш водитель объяснил, что опасений у пассажиров быть не должно. Глухие люди стараются быть вдвойне внимательными на дороге. У них лучше развито зрение, в том числе периферийное, поэтому они всегда увидят огни скорой помощи или полиции. А водители обычных машин могут помигать фарами, и тогда глухой или слабослышащий человек сможет сориентироваться и уступить дорогу.
При назначении заказа приложение предупреждает пользователя о том, что к нему приедет водитель с нарушением слуха. Также информация дублируется на подголовниках внутри машины.
По понятным причинам позвонить такому таксисту вы не сможете — система отключает возможность звонка. Но задать вопрос всегда можно в чате в приложении. К тому же, в салоне всегда есть информация о том, как обратиться к водителю и быстро решить возможные вопросы: открыть окно, включить кондиционер, уточнить, есть ли зарядка и т. д.
Несколько раз Максиму попадались пассажиры, которые знают русский жестовый язык. Для людей с особенностями слуха это предпочтительный способ общения.
«Настроение после таких встреч поднимается сразу. Можно поболтать, заряжаешься энергией», — объясняет он.
В основном же пассажиры улыбаются, благодарят за поездку и просто уходят.
Водители с нарушениями слуха обычно заинтересованы в такой работе, у них высокая мотивация. Во-первых, здесь им не откажут из-за особенностей здоровья, во-вторых, они сами выбирают удобный для себя график. Максим же любит работу таксистом за то, что всегда есть возможность отправиться в небольшое путешествие.
«Я живу в Петрозаводске с детства, но есть места, которые никогда не видел. Можно везде побывать. Пока везешь пассажира, путешествуешь сам. Пожалуй, это любимая часть работы», — поделился он.
Подробнее о том, как найти «общий язык с глухими», можно узнать в специальном буклете, разработанном Всероссийским обществом глухих.