Водитель не слышит: как в Карелии работают глухие таксисты

Люди с особенностями слуха в России с большим трудом находят работу из-за сложившихся стереотипов, хотя есть множество профессий, где говорить порой совсем необязательно. Мы узнали, как в Петрозаводске работает глухой водитель такси и как современные технологии упростили общение с клиентами.

Водитель не слышит: как в Карелии работают глухие таксисты
Фото предоставлено водителем

Максим родился в Суоярви, слух потерял в раннем детстве. В Петрозаводск переехал, чтобы учиться в школе-интернате. Решил здесь остаться. С окружающими он всегда легко находил общий язык, а вот с работодателями наладить контакт часто не получалось. Раньше глухих брать на работу не хотели.

«Как с вами общаться?» — нередко задавали вопрос на собеседовании, вспоминает Максим. После этого или отказывали сразу, или «кормили завтраками». Сам он долгое время работал автослесарем. На жизнь не хватало. Хотел пойти в такси, но в первый раз отказали из-за особенностей здоровья.

Спустя несколько лет ситуация изменилась. Сперва сервис Яндекс Go стал активно предлагать сотрудничество глухим водителям в Москве, а затем и в других регионах. Максим такой возможностью воспользовался и не пожалел. При устройстве в таксопарк переводчик не потребовался. Переписывались, сложностей не возникло.

«А как же вы водите? — часто спрашивают незнакомые люди. — Вот поедет скорая или полиция, что тогда?»

Наш водитель объяснил, что опасений у пассажиров быть не должно. Глухие люди стараются быть вдвойне внимательными на дороге. У них лучше развито зрение, в том числе периферийное, поэтому они всегда увидят огни скорой помощи или полиции. А водители обычных машин могут помигать фарами, и тогда глухой или слабослышащий человек сможет сориентироваться и уступить дорогу.

При назначении заказа приложение предупреждает пользователя о том, что к нему приедет водитель с нарушением слуха. Также информация дублируется на подголовниках внутри машины.

По понятным причинам позвонить такому таксисту вы не сможете — система отключает возможность звонка. Но задать вопрос всегда можно в чате в приложении. К тому же, в салоне всегда есть информация о том, как обратиться к водителю и быстро решить возможные вопросы: открыть окно, включить кондиционер, уточнить, есть ли зарядка и т. д.

Несколько раз Максиму попадались пассажиры, которые знают русский жестовый язык. Для людей с особенностями слуха это предпочтительный способ общения.

«Настроение после таких встреч поднимается сразу. Можно поболтать, заряжаешься энергией», — объясняет он.

Фото предоставлено водителем

В основном же пассажиры улыбаются, благодарят за поездку и просто уходят.

Водители с нарушениями слуха обычно заинтересованы в такой работе, у них высокая мотивация. Во-первых, здесь им не откажут из-за особенностей здоровья, во-вторых, они сами выбирают удобный для себя график. Максим же любит работу таксистом за то, что всегда есть возможность отправиться в небольшое путешествие.

«Я живу в Петрозаводске с детства, но есть места, которые никогда не видел. Можно везде побывать. Пока везешь пассажира, путешествуешь сам. Пожалуй, это любимая часть работы», — поделился он.

Подробнее о том, как найти «общий язык с глухими», можно узнать в специальном буклете, разработанном Всероссийским обществом глухих.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру