Каково это - жить в полноценном памятнике архитектуры? Об этом не понаслышке знает семья Федоровых.
Попадая в их старинный дом, чувствуешь себя так, словно бы одновременно оказался в красивом кино, и перенесся в собственное детство, в летнюю бабушкину деревню.
Родовую усадьбу Никифоровых-Федоровых неоднократно предлагали забрать на остров в заповедник Кижи, где прекрасно сохранившееся сооружение, без сомнений, стало бы одной из жемчужин музея. Однако семья отказалась. Каждое лето семейство проводит каникулы в деревне. Озеро с рыбалкой, лес с грибами, плантация малинника, баня - как от такого откажешься? Такое детство ничем не заменить, никаких аналогов и быть не может.
Жилыми в деревне, в которой находится дом Никифоровых-Федоровых, сегодня являются еще два дома. В доме, расположенном рядом, обитает пожилая соседка, чуть подальше обосновались две ремесленницы из Питера, сбежавшие в Заонежье подальше от мегаполисной суеты, безбожно крадущей время. У девушек огромное хозяйство, табун породистых лошадей самопасом пасется на бескрайних просторах, козы скачут по живописным карельским сопкам, кур - тех и вовсе не счесть. Питерчанки сами варят крафтовые сыры. Одна из подруг - бывший тренер по верховой езде, подумывает начать проводить летние лагеря в себя в деревне, набирать учеников. Она прекрасная ткачиха, ткет на собственноручно собранном ткацком станке, и даже помогла Федоровым собрать найденный на чердаке старинный ткацкий стан. Вторая занимается изготовлением кожаных ремней и сумок, берет большие заказы от киностудий, создает реквизит для исторических картин. Летом она проводит мастер-классы по кожевенному искусству прямо у себя на дому.
В деревне все аутенично, а как иначе. Электричества нет, только дизель и солнечные батареи. Вода из колодца. Разнотравье в пояс косить приходится косой, изнеженными городскими рученьками, а не этими вашими газонокосилками.
Соседка Людмилы Васильевны Федоровой, владелицы дома, рассказывала историю. Хоть стой, хоть падай, как говорится. Пошла она как-то в лес. Идет по лесной дорожке. Вдруг слышит - сзади грохот, топот, земля дрожит под ногами. Едва успела в сторону отпрянуть, как мимо пронеслось стадо диких кабанов. Сомлела она, ноги сделались ватными, кое-как добрела до озера - лицо омыть, да дух перевести у воды. Только опустилась на берег, как слышит - сзади топот, грохот: стадо на водопой пылит. Не помнит, как до дому добралась. Прилегла на кровать, как тут доносятся звуки с веранды. Кто-то ходит, ворочает там что-то, роняет. Женщина подумала, что это сын из города вернулся. Зовет его, а он не слышит. Встала она с кровати, выглянула за дверь - матушки мои! - а там мишка!
Такой вот заонежский колорит.