Одно из самых красивых и необычных призваний в жизни - звонарь в храме.
Анна Антонова занимается колокольным искусством уже почти десять лет, семь лет она является звонарем при храме Архангела Михаила в поселке Чална.
Колокольный звон - дело, конечно, не совсем женское. Некоторые колокола-махины под силу заставить зазвучать только мужчине, да и то не всякому. "Например, в монастыре на Соловках есть настолько большие и тяжелые колокола, что звонарь кладет на толстенную веревку локти и налегает на нее всем телом!", - рассказывает Анна.
Однако женщин-звонарей, по словам Анны, все равно сегодня много. Большинство звонарей не имеют музыкального образования, но обязательным оно и не является. Колокольный звон - отдельный вид искусства. Это не совсем музыка, здесь нет жестких требований и музыкальных сочинений как таковых. Скорее, это молитва, импровизация, интуитивное сложение нескольких звуковых рядов в единую, заставляющую вибрировать пространство гармонию, дарящую умиротворение.
Есть особые виды звона - например, Новгородский звон - которые имеют свой канон, звучат определенным характерным образом, и этому исполнению звонарей целенаправленно учат, впрочем, все равно предоставляя и творческую свободу исполнителю.
"Просто когда ты там, наверху, так близко к небу, перед тобой, как на ладони, весь город и простор, а вокруг эти поистине волшебные вибрации, руки как будто сами находят нужную последовательность движений, нужную мелодию и интонацию. Это трудно передать словами, такое можно только пережить", - говорит Анна.
Анна играет на гитаре, поет. Она - самоучка, и звону тоже училась сама. В свое время она начинала в Соборе Александра Невского. В то время со звонарями было туго. Анна самостоятельно разбиралась с особенностями звучания колоколов, сама составляла комбинации звуков и переливы. Почему вообще решила этим заняться, как впервые появилась мысль об этом? "Бог меня взял за руку и привел к колоколам. У меня был очень тяжелый период в жизни. Сил просто не было. То самое состояние, знакомое многим, когда ни руку, ни ногу поднять не можешь. В один из дней, когда было как-то особенно тяжко на душе, я встретила хорошую знакомую. Она являлась в то время как раз звонарем Собора Александра Невского. И она предложила мне попробовать. "Что - так? Вот так прямо сразу?", - не поверила я. Мы просто поднялись на колокольню и я начала звонить. У всех свой путь к богу, своя дорога к храму".
Сказать, что Анна совсем не училась звону будет неправильно. Она ездит на фестивали, много общается с самыми знаменитыми звонарями, многое перенимает у мастеров. Накапливается и собственный опыт, собственная драгоценная коллекция находок и изобретений.
Во время пандемии в Соборе в колокола звонили по четыре раза на дню - защищали город от недуга. Работа звонаря - не самое простое послушание. Звонарь находится на большой высоте на открытой площадке, доступной всем ветрам и непогоде. Походы по лестнице по несколько раз на дню сказываются на суставах, боли в коленях, пожалуй, можно отнести к профессиональным заболеваниям звонарей.
Одновременно с колокольным делом, вот уже больше пятнадцати лет Анна занимается разными видами рукоделия с детьми в собственной студии Чердачок, устроенной, как и следует из названия, на чердаке своего дома. Кажется, нет такого материала, который не поддался бы ей. Валяние, шитье и вышивка, лепка из глины, рисование, создание объемных картин из разных подручных предметов и изготовление украшений из металла, - кажется, она умеет все виды ремесел.
На занятия за выходные к ней приходят по 50 и больше детишек.
Свои группы по столярному мастерству ведет и муж Анны, Валерий.
Самая сложная часть в творческих занятиях - уборка. "Пропорция такая: полтора часа мастер-класс, два часа отмывания помещения от глины", - смеется Анна. Благо, с наведением порядка и прочими организационными моментами супружеской чете помогает их собственный сын.
Анна любит принимать участие в фестивалях бардовской песни. "Люблю исполнять хулиганские песни, жизненные, с юмором, с характером", - признается Анна.