Карелия и соседние регионы пользуются все большей популярностью у туристов и планировать летний отдых лучше заблаговременно. Особенно, если есть намерение посетить топовое место, как, например, легендарные Соловки.

Для кого-то это место в первую очередь ассоциируется с ужасами ГУЛАГа. Для других Соловки это оплот и твердыня старообрядчества, символ мужества и нонконформизма, величие духа и триумф железной собственной воли в противостоянии с навязываемой чужой и чуждой.
Изнеженные городские снежинки живописуют в сети травмировавшие их особенности островного уклада жизни. Магазинов мол нет, продуктов мало и все кошмарно дорого, жилья мало и дорого. Воображение рисует завораживающие картины: камень и голые скалы, шторма и свинцовое небо, свист ветра и каждый день испытание на прочность не на жизнь, а на смерть.

Да, Белое море страшно непредсказуемое. Можно приехать в Кемь, откуда и добирается на Соловки основная часть "карельских" туристов, просидеть в названном городке неделю и уехать несолоно хлебавши, так и не дождавшись, когда бушующая акватория успокоится и возобновится навигация. "Кто в Белое море не хаживал, тот бога не маливал!", - говорят поморы (местный субэтнос, проживающий на беломорском побережье).
Но так же более чем возможна ситуация, когда еще в конце сентября здесь сохраняется температура в районе плюс пятнадцати градусов тепла и остров больше похож не на суровое "выживальческое" Заполярье, а на залитый солнышком идиллический мирок из фэнтези.

Что касается продуктов и проживания - на улице и голодным никто точно не останется. Вкусно и совсем недорого можно поесть в монастырской столовой. Готовят для гостей - правда, нужно заранее делать заказ - в гостиницах. Можно заказать проживание с трехразовым питанием и ни о чем не переживать. На острове много сувенирных лавок и продуктовых магазинчиков. А вот что касается желания, если таковое вдруг появится, уйти в себя, отдохнуть от мирской суеты и побыть наедине со своей рефлексией и мировой скорбью - то с этим тут возникнут серьезные затруднения. За отшельничеством вам точно не на Соловки. Для понимания масштабов: на острове имеется три велопроката, в каждом многие и многие десятки великов, но взять велосипед не всегда получится по причине того, что они все разобраны. Так же здесь три если не больше причалов для судов малого флота...
Путешествие на Соловки начинается в поселке Рабочеостровск под Кемью, где снимали известный фильм "Остров". Долгое время здесь сохранялись декорации, построенные для съемок, однако, как это водится, местные элементы с низкой социальной ответственностью сначала все вокруг изряднейше замусорили, а затем и вовсе устроили пожар и сожгли деревянные постройки. Таксисты рассказывают, что один житель поселка успел спасти и утащить к себе на дачу часть неожиданного реквизита, а именно бутафорский гроб...

Отдельная история - наследие настоятеля монастыря Филиппа, обладавшего поистине гениальным инженерным интеллектом. Именно при нем в 16-ом веке на острове были сооружены "филипповские садки" для разведения рыбы, поражающая своей монументальностью каменная дамба, соединившая два острова, и система каналов, при помощи которых удалось обратить воду вспять, заставив ее течь не на север, а на юг, к монастырю. К слову, вода в водоемах на Соловках практически дистиллированная, в ней содержится настолько незначительное количество солей, что это уже даже проблема - местным жителям приходится восполнять дефицит микроэлементов иными способами.

На Соловках можно наблюдать пейзажи пяти климатических зон. Дело в том, что некогда на литосферную плиту давил массив ледника. Когда толща льдов сошла на нет, плита начала медленно подниматься. Процесс продолжается по сей день, поэтому беломорские острова "растут", всплывая над водной гладью все выше. На обнажающихся участках долгое время не имеется растительности, затем постепенно земля начинает зарастать. Сначала возникает тундра, следом - лесотундра. Самые старые участки покрыты лесами.


Увеличивается не только площадь островов, но и их количество. "Островито морюшко" - с невыносимой нежностью называют свою родную стихию поморы: в Белом море нет такой точки, из которой в поле зрения не попадала бы суша. Наверное, поэтому сюда в свое время смогли добраться первобытные люди, оставившие множественные свидетельства своего пребывания в виде так называемых "вавилонов", доисторических каменных лабиринтов, предназначение которых до сих пор остается до конца не выясненным. Больше всего они похожи на загадочные антенны. На близлежащих островах сохраняется самое большое в мире скопление каменных лабиринтов.
Исследователи реконструировали первобытную лодку, сшитую из бересты, и предприняли на ней морское путешествие из Кеми до островов, чтобы понять, как на острова попали первобытные поселенцы. Оказалось, что да, это возможно - бороздить такое сложное морское пространство на столь ненадежном суденышке.
Таким образом на Соловках представлены не только все климатические зоны, но и все исторические пласты: на удивительном архипелаге можно проследить развитие религии от первобытных охотничьих верований до наших дней. Поэтому остров привлекает не только православных христиан-паломников, но и староверов-политеистов, и старообрядцев, и приверженцев всевозможных современных эзотерических течений. Место силы оно и есть место силы независимо от конфессии.
К слову, оплатить паломнику лавку в коммунальной келье в старину было удовольствие сильно не из дешевых. Но находились состоятельные богомольцы, способные снять келью целиком. Им разрешалось иметь прислугу и употреблять вино и скоромное в пост.

Крупных животных здесь долгое время не было, пока в начале двухтысячных на льдине на остров не приплыли с континента лоси. Белое море не замерзает зимой, только в прибрежной полосе образуется припай - ледяное месиво.
Что касается истории Соловецкого лагеря, проникнуться нагнетаемой очернительской пропагандой атмосферой беспросветности не получится. Времена были, безусловно, жуткие, трагические, оспаривать это никто в своем уме не возьмется. Но на Соловках воочию видишь и приходишь к пониманию, что здесь ровно в тех же климатических условиях жили и в охотку и добровольно трудились на ровно тех же работах в тех же объемах монахи. Известно, что многие описания бесчеловечных пыток в литературных произведениях делались не очевидцами, а с чьих-то слов, цифры заключенных были преувеличены. Некоторые посетители со стереотипным катастрофическим мышлением, ехавшие с целью поужасаться людоедским временам и нравам, уходили с экскурсии откровенно разочарованными, не услышав от экскурсовода ожидаемых рассказов про миллионы жертв репрессий. По словам экскурсоводов, в лагере был кинотеатр, работал самодеятельный театр, а содержавшиеся в заключении ученые имели возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью.

А здесь можно прочитать о колоритном самобытном субэтносе поморы