В начале месяца глава республики Артур Парфенчиков поднял тему гигантских счетов за вывоз мусора, которые начали приходить жителям региона от «Карельского экологического оператора». Губернатор заявил о недопустимости подобных действий. А наш корреспондент выяснил, откуда взялись колоссальные суммы в квитках от КЭО: оказалось, что мусорщики выставляли счета за свои услуги с момента получения ими статуса регионального оператора, с 2018 года. При этом зачастую услуга не просто не предоставлялась – она не могла быть оказана.
Читайте по теме: «В Карелии пытаются замять очередной скандал с мусорным оператором»
И вот – очередная история. Ее нам рассказал читатель, проживающий в местечке Лососиное в Прионежском районе.
В начале февраля с портала «Госуслуги» ему пришло сообщение о том, что в отношении него открыто исполнительное производство по взысканию задолженности по ЖКУ. Основание – судебный приказ, вынесенный еще в октябре прошлого года, о чем мужчина понятия не имел.
«На следующий день были заблокированы банковские счета и карты у всех членов семьи, - рассказывает глава семейства. - В скором времени меня ожидал очередной платеж по кредиту, который я рисковал пропустить. Супруге на следующий день предстояло дорогостоящее лечение зубов. Сыну, который учится в военном вузе и собирался в командировку, заблокировали командировочные деньги. А еще у нас есть двое несовершеннолетних детей, для которых было затруднительно организовать питание, так как наличных денег в таком объеме у нас не было…»
Нашему герою пришлось ехать и писать заявление на отмену судебного приказа, а заодно знакомиться с делом. Из документов он узнал, имеет задолженность по вывозу твердых бытовых отходов с 2018 года. В деле имелся и график вывоза мусора – хотя эта услуга никогда не ему оказывалась. Но самое интересное, что по указанному в иске адресу семья проживала только с конца 2019 года, с момента покупки дома.
Жилец обратился к «Карельскому экологическому оператору» за разъяснениями. Но там расчетного счета своего якобы абонента найти не смогли. У регоператора имелся только адрес и счет с задолженностью, по этому адресу отправленный.
Мужчине предложили заключить новый договор, но задним числом, начиная с 2020 года, хотя за все это время ни грамма произведенных семейством отходов КЭО не вывозил. Тем не менее, наш собеседник ждет новую квитанцию с задолженностью за все это время, по его подсчетам – порядка 20 тысяч рублей. Напомним: исковая давность в таких случаях составляет 3 года. Но применить ее можно, только явившись в суд.
Проект договора прислали, а заодно напомнили, что клиент должен купить контейнер. Далее – переписка:
Клиент: «Я правильно понимаю, условие предоставления услуги это наличие бака, выставленные пакеты не подлежат вывозу?»
КЭО: «В отношении всех физических лиц, в том числе проживающих в частном секторе, заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту, вывоз осуществляется при наличии контейнера. К сожалению, пакеты не подлежат к вывозу».
Впрочем, в процессе отношений КЭО позицию поменял, и теперь вывозит пакеты за милую душу.
Почему регоператор возложил расходы на покупку контейнеров на граждан, сейчас выясняет Федеральная антимонопольная служба. Но одно непонятно сразу: если контейнера не было – как могла оказываться услуга? За что счета?
Логику мусорщиков мы уже объясняли: отходы все равно производятся, и если люди не выбрасывают их в свой контейнер – значит, они используют общественный. Никаких доказательств этой теории регоператор не приводит.
Но самое пикантное вскрыла прокуратура, куда мужчина обратился с просьбой разобраться во мнимых, по его мнению, задолженностях. Сделав запрос в администрацию Прионежского района, «государево око» выяснило, что КЭО предоставляет услуги на территории урочища Лососинное только с апреля 2022 года. Напомним: в выставленных клиенту квитанциях расчетный период указан с января 2020 года, а через суд взыскивалась сумма с сентября 2018-го.
«Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством», - напомнили в прокуратуре, и вынесли в адрес регоператора представление об устранении выявленных нарушений.
Сейчас герой нашей публикации добивается справедливости в других инстанциях. А что касается судебных приставов, то их опять наказывать не за что. В связи с отменой судебного приказа взысканий произведено не было – значит, и мер прокурорского реагирования применять нет полномочий. То, что вся семья несколько дней не могла пользоваться собственными финансами – это, видимо, сопутствующий ущерб.