В воспоминаниях многих бывших школьников школа это муштра, скука, уравниловка, обязаловка и знаменитые установки «ты никто и звать никак», «ноль без палочки», «делай, что говорят», «я начальник, ты дурак». А еще травля одноклассниками и бесконечные учительские «нельзя». Злосчастные телефоны отобрать, родителей в школу не пускать, несогласным слова не давать. При просмотре родительских чатов складывается впечатление, что будь их воля, многие современные мамы и папы вернули бы телесные наказания, полагая это обязательным условием, чтобы ребенок «человеком вырос». Чем объясняется эта неискоренимая любовь к «ежовым рукавицам» и есть ли более демократичная альтернатива школьному образованию без драконовских подходов советской школы? Когда ты остаешься дома, высыпаешься, сам составляешь свое расписание, сам решаешь, в какой последовательности какие предметы изучать, занимаешься в своем ритме в спокойной обстановке, без хронического стресса и усталости?
Существует такой терпин - "Дом благожелательного отношения к ребенку". Этот статус присваивают родильному дому при соблюдении им множества чутких к новорожденному и маме принципов. Возможна ли школа благожелательного отношения к ученику? Об этом и многом другом МК в Карелии пообщался с одним из самых сведущих специалистов в области семейного образования Гузель Гурдус, генеральным директором Центра поддержки семейного образования, амбассадором семейного образования и мамой пятерых детей.

Гузель, для начала, что это вообще такое - семейное образование?
Семейное образование это когда ребенок учится дома. От домашнего семейное образование отличается тем, что учителя к ученику на дом не приходят. Домашнее образование имеют право затребовать родители детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
То есть, семейное образование это по сути та же школа, просто онлайн?
Конкретно мы, наши школы, и я постоянно это подчеркиваю, - не онлайн-школа. У нас строгого расписания и уроков как таковых нет. Ученик сам составляет свой распорядок. Он может посещать занятия онлайн, может посмотреть лекции в удобное ему время в записи. Имеется возможность заниматься с тьютором индивидуально. Так же мы предоставляем обучающимся множество дополнительного материала, тренировочных платформ и различных инструментов для самостоятельного изучения предмета. В наших школах мы придерживаемся модульной системы. Ученик изучает каждый предмет от начала до конца, проходит аттестацию, и затем приступает к изучению следующего. Ведь это очень неудобно, когда уроки разнесены во времени. В школе в расписании стоит один урок географии в неделю. За неделю ты успеешь забыть все подчистую. Гораздо логичнее изучить зараз весь объем информации, а не дробить ее.
Вы говорите совершенно неслыханные и кощунственные вещи! Ведь всем известно, что сам ребенок учиться неспособен.
Да, мне часто приходится слышать, мол, он у меня лоботряс, я сижу у него над душой часами, как же он будет учиться сам. Скажем так, родители не совсем беспочвенно боятся отпустить вожжи. Как антрополог по образованию и как бывший кадровик по профессии, я могу сказать, что мотивировать человека, не только ребенка, и взрослого тоже, могут только две вещи. Любовь к тому, чем ты занимаешься, и выгода, которую ты преследуешь. Почему все великие писатели, музыканты, художники продолжали творить, несмотря на безденежье, часто сопутствующее им в жизни, непонимание аудитории, насмешки и даже гонения? Потому что они занимались любимым делом. Охота пуще неволи. Либо человек должен четко осознавать, какую конкретную пользу принесет ему то или иное действие. Принуждение неэффективно. А вот понимание, что хороший аттестат даст множество преимуществ при поступлении в ВУЗ, а а высшее образование, в свою очередь, поспособствует устройству на престижную работу, довольно неплохо стимулирует к тому, чтобы приложить некоторые усилия. Как показывает практика, уже классе в восьмом ребенок хорошо отдает себе отчет в важности образования для будущей карьеры. Так что, наоборот, доверие и предоставление свободы для принятия самостоятельных решений как раз и воспитывают ответственность. Ведь в школе за ребенка все решают другие. Он ни на что не может повлиять. Он не может дозировать и распределять нагрузку, менять расписание или учителя. А как еще он научится принимать решения, если не давать ему принимать их?
На самом ли деле существует тип детей, категорически неспособных заниматься без «надсмотрщика с кнутом»?
Смотрите. Есть возрастные особенности. Если их учитывать, учеба не будет вызывать отторжения и сопротивления. Младшие школьники очень хорошо запоминают информацию. Все, что нужно запомнить, лучше давать детям в этом возрасте. А вот подросткам зубрежка дается намного сложнее. У подростка меняется гормональный фон, у него весь «верх» расслаблен, вся активность в нижней части тела, ему трудно усидеть на месте. Растет тело, подросток чувствует себя гадким утенком, ему, бедному и без того плохо. А его заставляют запоминать правителей и даты. В этом возрасте гораздо правильнее выстраивать образовательный процесс в виде обсуждений, рассуждений, дебатов. Как в американских школах. Там класс делят на две половины - на два противоположных лагеря. Например, сторонников южан и северян времен Гражданской войны. И каждый «лагерь» должен привести свои аргументы в защиту своей позиции. При таком формате мало того, что информация запоминается намного лучше, так еще и приобретаются ценнейшие навыки: умение отстаивать свои взгляды и способность воспринимать доводы противоположной стороны. У нас же образование построено таким образом, что двух мнений быть не может. Ученика заставляют принимать предписанную трактовку. Мне на это порой возражают - но ведь так и есть, существует единственно правильная официальная точка зрения, а все остальные не доказаны. Но ведь и официальная версия ровно так же не доказана.
Многим людям кажется, что семейное образование это что-то не совсем официальное, не совсем даже как будто разрешенное.
Да, для многих становится откровением, что в школу, оказывается можно не ходить на абсолютно законных основаниях. Мы выдаем совершенно ничем не отличающийся аттестат, и дети, обучавшиеся на семейной форме, никак нигде не дискриминируются. Но не это самый распространенный страх родителей. Больше всего родители боятся, что обучаясь на семейной форме, ребенок не будет социализирован. Многие не до конца понимают значение этого термина. Социализация это подготовка ребенка к жизни в определенном обществе. Раньше мы жили в советском обществе. Существовали предельно однозначные детальные предписания, какими качествами должен обладать человек, претендующий на то, чтобы быть принятым в данном обществе. Что в этом обществе можно, что нельзя, какое поведение позволительно, а какое недостойно и недопустимо. К какому обществу мы готовим детей сегодня? Какие признаки характеризуют человека как социализированного? Их нет, они не сформулированы. Если понимать социализацию как научение коммуникабельности, то с этим проблем у современных детей нет. Все дети сегодня ходят в различные художественные и музыкальные школы, посещают спортивные секции и так далее. Аккурат там, к слову, искомая социализация и происходит. В спортивной секции ребенок учится, как себя вести в спортивном сообществе, творческие учреждения вводят в творческую среду.
Семейное образование это недоступная роскошь?
Вовсе нет. В нашей школе мы берем оплату только за обучение в выпускных - девятом и одиннадцатых - классах, и она абсолютно посильна для всех.
Как вы сами решились предоставить собственным детям небывалую для постсоветского менталитета «вольницу»? Когда вы переводили детей на семейное образование, не было ли сомнений, а вдруг и правда «загублю детей» и «сломаю им судьбу»?
Это решение не было спонтанным. Меня очень многое не устраивало в процессе школьного обучения. Во-первых, мне не нравилось, что дети слишком много времени проводили не дома. Родители практически не видят собственных сыновей и дочерей. У детей формируется привязанность к сверстникам, а не к родным людям, в отношениях с которыми возникает как раз ровно обратная ситуация - отдаление друг от друга и отчуждение. А это в корне неправильно. В школе много лишней нагрузки. Все выстроено вокруг учителя, а не вокруг ученика. Директору нужно обеспечить педагогу необходимое количество часов, которые создаются искусственно. Ну и последней каплей лично для меня стал случай, когда я узнала о том, что педагог велела детям скрыть от родителей один неприятный инцидент, произошедший в классе. То есть, учитель по сути, узурпировала родительские функции по воспитанию, отстранив родителей как неспособных адекватно отреагировать на случившееся. Для меня подобное неприемлемо. Учитель не должен навязывать свою идеологию. И как раз в этот период - это был семнадцатый год - мне посчастливилось поучаствовать в конференции на тему семейного образования, в которой принимали участие представители из 35-ти стран. Я получила колоссальный объем информации. И не только решилась перевести детей на семейное, но и отважилась запустить свой собственный проект. В то время это казалось чистой авантюрой. Изначально я задумывала небольшую школу на 400-450 человек. Сегодня у нас 16 тысяч учеников.
Есть ли в стране тенденции, чтобы все альтернативные формы образования «прикрыть» и вернуть всех детей в общеобразовательные школы к единому стандарту под надзор государства?
Безусловно, государство стремится к контролю и унификации. Здесь я буду вынуждена употребить одно неприличное слово, но это явление официально так и называется - ЕОП. Единое образовательное пространство, к созданию которого призывают профильные министерства, вплоть до введения единого расписания. Хотя совершенно непонятно, как это планируется реализовать. Учителей страшно не хватает, порой один учитель вынужден вести несколько разных предметов. Он физически не сможет быть в двух классах одновременно. К слову, именно поэтому - из-за нехватки кадров и школ, одновременно имеет место и противоположная тенденция. Государство заинтересовано в том, чтобы снизить наплыв учащихся. И уж точно оно не готово принять всех тех, кто сегодня учится в частных школах и на семейной форме. Их попросту физически некуда пристроить.
Как вы считаете, сформировалась ли у нас в обществе достаточная прослойка людей, которые не позволят такому случиться, если наступление на альтернативу все же начнется?
Если такое наступление начнется, отстоять альтернативные формы образования мы вряд ли сможем. На частные школы и другие формы обучения в нашей стране приходится крохотные пять процентов. Для сравнения, в Англии частных образовательных учреждений 70 процентов. В США - 15-20.
Семейное образование - чисто столичная «фишка»?
Нет, все больше детей в регионах переходят на семейное. Например, в Псковской области за пять лет на эту форму обучения перешли двести детей. Это очень много для такого небольшого региона.