Жительница Карелии Татьяна Пирожок 6 лет преподавала английский в одной из школ в Поднебесной. И вот, что из этого вышло на этот раз.
Когда я только пришла работать в свою красивую школу в маленьком городе в чайной провинции Фуцзянь молодая, неопытная, очень белая культурно и лицом, директор Господин Ши сказал мне буквально с порога: «У школы безупречная репутация, и я очень надеюсь, что ты будешь об этом помнить. Так я познакомилась с культурой «лица» моему белому лицу мало известной и так же мало понятной.
«Лицо». А много ль в этом слове для сердца русского слилось? Но что-то в нём отозвалось. Я шла ранним утром мимо соседского окна, откуда мой сосед Валера поприветствовал меня очень русским «девушка, а хотите леща?» Так и познакомились, так и дружим. Валера рыбачит и философствует. Отозвалось? Лицу можно дать леща, и с него не рекомендуется пить воду. Лицо может всё ещё пахнуть лещом, которого ему давали, возможно, не так давно. Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий не рад был лицам служить. Опять таки, возможно, дело в стойком запахе вяленой рыбы. Вот о культуре леща мы, кажется, знаем много больше, и она нам много понятнее.
«Лицо» (面子, Miànzi) в китайской культуре - не просто синоним чести или репутации, это сложный социальный и психологический феномен. И, если вам доведется иметь дело с китайцами, а нам всем скорее всего теперь доведется, его понимание значительно упростит вам взаимоотношения бытовые, деловые и романтические.
У китайца два лица. Но китайское «двуличие» от нашего сильно отличается. 脸 (Liǎn) или «Моральное лицо» - это про то, что вы за человек, и что в вас такое есть человеческое: честность, порядочность, надежность и иные добродетели. 面子 (Miànzi) или «Социальное лицо» - это про ваше положение в обществе: кто вы как профессионал, чего добились, как дорого стоит ваше слово и как охотно люди готовы вести с вами дела. Главная задача китайца - сохранить хотя бы одно лицо, желательно оба. Главный страх - лицо потерять.
Похвалили публично человека - подарили лицо ему; сдержались в надрыве, избежали конфликта, вовремя промолчали - сохранили лицо себе. Оступились, были пойманы на лжи или уличены в некомпетентности, и всё это публично? Потеряли лицо. Ходить искать его можно бесконечно долго. То, что сегодня о тебе знает небольшая группа людей, завтра знает группа побольше, послезавтра, возможно, стоит подумать о переезде в другой город. За неделю всего твоя репутация может быть разрушена до основания, а вместе с ней и репутация всей твоей семьи и людей, в компании с которыми ты был замечен на публике. Нехристианский Китай как будто по-своему правильно понял христианскую истину: сегодня тебя обожают, а завтра у какого-нибудь иудейского прокуратора просят отвезти на голгофу или куда подальше, и отказываются от тебя и отрицают всякие с тобой сношения трижды, если с первого раза не прокатит. А всё потому что лицом не вышел.
Однажды в нашем тихом китайском городе случилась громкая история. Сын успешного китайского венчурного капиталиста по имени Дай Вэй открыл стартап по аренде велосипедов Ofo. Компания привлекла миллиарды долларов инвестиций от гигантов китайского рынка Didi, Tencent и хорошо знакомого русскому человеку концерна Alibaba. Целых два года компания процветала, пока в 2018 году у них не закончились деньги: чужие, свои, народные. Катастрофическая бизнес-модель привела к гигантским долгам перед поставщиками и сотрудниками. Моральный провал основателя, который не смог сдержать слово и довел дело до банкротства. Разорился - осрамился.
Китайское понимание долга, неважно перед кем: банком, государством или членом семьи, - сильно отличается от нашего. До относительно недавнего времени деньги китайцы занимали только у близких родственников, и не отдать долг было позором перед семьей, общиной и собой. Время идёт, древнейшая цивилизация в мире теперь самая мощная в мире экономика, но быть должным в Китае до сих пор стыдно. Культура «лица». Деньги задолжал - лицо потерял.
Владелец стартапа Дай Вэй потерял своё «Моральное лицо» ещё до судебного заседания, а после суда потерял и социальное. Верховный народный суд Китая, возможно, не самый гуманный суд в мире, но пускай он здравствует и процветает. Справедливость какого-то совершенно особого качества, приговор блестящий в своей жестокости: Дай Вэя внесли в черный список недобросовестных исполнителей. Ему запретили летать бизнес-классом, останавливаться в премиальных отелях и номерах повышенной комфортности, покупать недвижимость и транспортные средства, а еще отправлять детей в частные школы. Человека, в роскоши взращенного и к ней сильно попривыкшего, от роскоши отлучили. Небожителя спустили с небес на землю к людям, которые заваривают лапшу в поездах и практикуют Тайчи в узких проходах самолета. Китайцу как будто публично дали здоровенного леща, и лицо его потерялось в стойком запахе вяленой рыбы, который останется с ним надолго.
Китайская культура «лица» русскому человеку мало знакома, только потому так мало понятна. Сложный социальный и культурный феномен древнейшей цивилизации в мире на русский переводится тремя простыми народными и мудрыми словами: стыдно, когда видно.
Культура «леща» русскому человеку всё же понятна много больше.