Как два норвежских пенсионера приплыли в Петрозаводск на байдарках

Оказывается, весло в Норвегии берут сразу по выходе из детской коляски

На прошлой неделе в гавань петрозаводского клуба "Полярный Одиссей" прибыли двое граждан Королевства Норвегия, и не круизном лайнере, а на каяках - узких пластиковых лодочках, которые у нас имеют более привычное название "байдарки".

Оказывается, весло в Норвегии берут сразу по выходе из детской коляски
Потомки викингов на онежской глади. Фото: Александр Трубин

Итак, знакомьтесь. Эрлинг Ваагнес в следующем году отметит свое 60-летие, работает в нефтяной компании, ведущей разведку месторождений в России. Стейн Кинё на два года его младше, отставной военный, сейчас все время посвящает каякам. Учитывая, что средняя продолжительность жизни подданных короля Харальда Пятого около 80 лет, то норвежцев можно назвать мужчинами в самом расцвете сил. И они это доказывают.

В начале марта Эрлинг и Стейн ототшли от Байдарочного клуба Ослои, обогнув южную Швецию, добрались до Стокгольма. Затем - Балтика, Финский залив, и вот уже Россия - Выборг и Санкт-Петербург. Повторяю: на веслах.

Как викинги - с веслами и без страха

- Как вас встретили?

- Все было великолепно, - рассказал Стейн. - Не возникло проблем ни на таможне, ни в общении с людьми, хотя мы оба не знаем русского языка, даже Эрлинг, и как он работает в России - я не понимаю. Но у вас сейчас многие стали говорить по-английски. Везде нас встречали на самом высоком уровне.

- Мне из Санкт-Петербурга позвонил друг - продолжил президент клуба "Полярный Одиссей" Виктор Дмитриев. - Жди норвежцев, идущих вокруг Скандинавии. Я обомлел: это, как знак свыше - мы на следующий год готовим миссию "Скандинавское кольцо" при поддержке правительства Карелии. Она планируется на двух наших судах - "Святителе Николае" и "Якуцке" - по морю, а по суше на автобусах, в которых поедут представители нашей республики, Мурманской, Архангельской и Вологодской областей. Цель - пропаганда истории Русского севера и развитие международного водного туризма. В нашем правительстве даже рабочая группа создана. Я тут же позвонил куратору: надо бы достойно встретить единомышленников. Но помощи не получил… Норвежцам мы, конечно, об этом не сказали.

Подготовка к походу

- У вас тепло, - делились впечатлениями гости. - Мы впервые за всю дорогу сняли гидрокостюмы только в России. (Для сравнения: в этот день в Петрозаводске было плюс 8, а в Осло, как сообщил по скайпу мой знакомый норвег, 23 градуса тепла, там уже давно после отъезда путешественников стоит жара и люди во всю купаются – авт.).

- Поход был трудным?

- Интересным!

Можно представить насколько: чтобы попасть в Онего, им пришлось преодолевать течение реки Свирь, скорость которого на отдельных участках достигает 11 километров в час – это вдвое меньше, чем "крейсерская" скорость движения такой лодки.

Спрашивать о том, сколько лет они ходят на каяках, было бессмысленно. Тот же норвежский знакомый рассказал, что потомки викингов пересаживаются в каяки сразу же из детской коляски - лодки делают уже для трехлетних детей, а вообще каяков в Норвегии - как велосипедов, к примеру, во Вьетнаме. И увидеть во фьорде "выводок": папа, мама и детишки, профессионально орудующие веслами - обычная картина. И тамошнему МЧС не придет в голову их штрафовать - это признаки здорового образа жизни и морской культуры.

Узнав об этом, Виктор Дмитриев схватился за голову. Недавно в нашем минюсте, где он перерегистрировал клубные документы, ему предложили слова "морская культура"… вычеркнуть - нет такого термина в российской юриспруденции.

А Эрлинг и Стейн тем временем показывали нам свое снаряжение: "фартуки" - что-то вроде удлиненных спереди жилетов, защищающих от проникновение в корпус лодки воды. Но у них они были больше похожи на "разгрузку" бойца спецназа: в многочисленных кармашках лежали рация для двусторонней связи, система спутниковой навигации и вызова спасателей, сигнальные ракеты и бог знает какие еще мелочи.

Это не шотландские килты, а современная экипировка, включающая спутниковую связь

И уж, конечно, главная гордость - сами карбоновые каяки, состоящие из трех герметичных секций.

- Они непотопляемы даже при получении пробоины, - прокомментировал Эрлинг. - Впрочем, - открыл он главный секрет викингов, - главное - научится держать лодку прямо, и тогда ничего не случится.

И не удержался: похвастался своим новозеландским веслом, которое стоит на наши деньги 150 тысяч рублей. Норвежский нефтяник себе такое может позволить. К тому же Эрлинг вообще считается знаменитостью даже среди профессионалов-каячников: у него свой особый стиль гребли.

Общий вес каяка с грузом - примерно 180 килограммов, из них сотня кило -это продукты на две недели, спальники, мини-плитка, одежда и прочие необходимые вещи. "Есть даже стул", - под общий смех сообщил Стейн.

10 июня путешественники покинули Петрозаводск, взяв курс на Повенец. По Беломорско-Балтийскому каналу они дойдут до Беломорска, планируют поселить Соловки, а потом на машине доедут до границы с Норвегией, и только там снова сядут в каяки, чтобы к 1октября завершить свое "Скандинавское кольцо", оставив за кормой 7000 километров пути.

Почему они проедут Кольский полуостров на автомобиле, догадаться нетрудно. Все его побережье - одна военная база, и там приставать к берегу запрещено даже своим. Наши "одиссеи" это хорошо помнят, получив в свое время в качестве "приветствия" автоматную очередь.

С путешественниками по Скандинавскому кольцу Виктор Дмитриев отправил им на родину документ и буклеты, рассказывающие о предстоящей миссии с таким же названием. Пусть норвежцы знают и готовятся к "нашествию" русичей.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Путем викингов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру