Пожалуй, это можно объяснить тем, что суд над Окуневым занял один (!) день, и выяснить все подробности крупного мошенничества было попросту неоткуда. «МК» в Карелия» решил копнуть глубже, и история оказалась вовсе не так проста и коротка, как следовало из кратких криминальных сводок. Выяснилось, что правоохранители разворошили целое «осиное гнездо», в котором прятались сотрудники МВД, а приговор депутату стал финальным аккордом в этой долгой истории.
Такой не один
Все началось с «мелочи»: инженера автохозяйства республиканской полиции поймали на краже ведомственного бензина. В августе прошлого года петрозаводский суд признал его виновным в растрате и запретил на год занимать определенные должности. Судя по приговору, с августа по октябрь 2013 года ушлый инженер прикарманил 13 талонов на бензин марки АИ-92 по 303,50 рублей каждый (на 10 литров) и передал их жене. Та затем на одной из автозаправок накормила топливом два личных автомобиля супругов. Министерство в итоге недосчиталось почти 4 тысяч рублей. Инженер в суде вину не признал и показания давать отказался, что, впрочем, от наказания, пусть и относительно легкого, его не спасло.
Как пояснили в карельском Следкоме, во время предварительного следствия сотрудник автохозяйства вел себя чуть по-другому. «Тут в МВД я не один такой», - пожимал он плечами, что стало поводом для масштабной проверки. Карельский Следком инициировал аудит учреждения, и финансовые дела руководства (в том числе госконтракты) быстро вывели сотрудников Управления собственной безопасности МВД Северо-Запада на одного из подрядчиков у МВД – известную петрозаводскую фирму «Адо-Авто». Директором ее и был избранный в 2012 году депутатом Петросовета самовыдвиженец Дмитрий Окунев.
Два сапога не пара
К тому моменту ревизоры обнаружили подозрительные бумаги, которые могли говорить о нарушениях в действиях сотрудников МВД. Становилось ясно, что талоны инженера были лишь верхушкой айсберга: руководство учреждения могло осознанно напортачить с деньгами на ремонт и обслуживание полицейских автомобилей. Так в истории появился второй участник – замначальника автохозяйства.
Как в итоге установили следователи, тыловик в 2012-2013 годах «использовал должностное положение», заключая госконтракты с фирмой-подрядчиком на выполнение работ по техобслуживанию и ремонту служебных авто. Однако ремонтникам для работы пригонял он свои личные машины. Те, в свою очередь, понятия не имели, чей именно транспорт они приводят в порядок. Как позже установил суд, всего по госконтрактам министерство перечислило более 9,1 миллиона рублей. В эту сумму были включены расходы на ремонт личных машин замначальника на 580 с лишним тысяч рублей.
Во время расследования полицейский лишился погон и был уволен из органов, хотя и полностью возместил причиненный ущерб. В декабре 2014 года петрозаводский суд приговорил его к 1,5 годам лишения свободы условно со штрафом в 50 тысяч рублей.
Фирмой-подрядчиком в этом некрасивом эпизоде выступало ООО «Адо-Авто».
В фирме депутата Окунева устроили обыски. Эксперты-криминалисты изучили многочисленные бухгалтерские и прочие бумаги компании «до копейки». Снежным комом нарастало несоответствие цифр фактическим обстоятельствам дел. С особым вниманием изучалась документация все по тем же госконтрактам с МВД. Картина складывалась ясная: «Адо-Авто» завышала цены, прикарманивая государственные денежки. Кстати, большую услугу следователям оказал упомянутый замначальника автохозяйства, который еще в ходе следствия рассказал кое-что о действиях подрядчика. Он же проходил по депутатскому уголовному делу свидетелем. Об окуневских аферах он, как выяснилось, не имел никакого понятия - полностью доверял директору фирмы, слепо подмахивая все документы на выполнение работ и не подозревая, что цены в них завышены. Что называется, «встретились два одиночества»… Именно по этой причине они не стали «группой лиц по предварительному сговору».
Чуть позднее в истории появился еще один участник – начальник автохозяйства, который уже не смог отделаться условным сроком или штрафом. За растрату и злоупотребление должностными полномочиями он получил 2 года колонии. Но о его хитростях мы расскажем в ближайших номерах газеты.
Бонус с потолка
Под грузом улик и доказательств Окунев в итоге признался в том, что «нагрел» Полиция, хотя изначально пытался спорить с аргументами следователей. После 10 месяцев следствия сыщики установили, что с января 2012 года по декабрь 2013-го Окунев неоднократно вносил фальшивые сведения в акты выполненных работ и в счета на оплату ремонта и техобслуживания машин карельского МВД.
По версии следствия, депутат решил «злоупотребить доверием должностных лиц» и стал регулярно включать в акты выполненных работ и счета на оплату ложную информацию об объемах и стоимости работ, часть которых по факту не проводилась вовсе. Ничего не подозревающая бухгалтерия составляла нужные бумаги, основываясь только на указаниях директора, который, как отмечают следователи, «бонусные» цифры брал с потолка. В итоге он нанес ущерб бюджету в размере более 4 миллионов рублей.
Из материалов обвинения следует, что таких контрактов было заключено как минимум пять. Так, первый документ на 1,1 миллион рублей относится к концу января 2012 года, последний на 3,7 миллиона – через год. В первых четырех эпизодах фигурируют полицейские «ГАЗик», «УАЗик» и «ВАЗ», в последнем - уже импортные машины.
Об аппетитах Окунева можно судить по следующим цифрам: из общей суммы по счетам на оплату и актам за 2012-2013 годы, которая превысила 9,178 с лишним миллиона рублей, более 4,444 миллиона были выставлены в МВД за несуществующие работы. Иными словами, бизнесмен своей подписью «нарисовал» сверху почти половину суммы.
Бумаги попадали на стол должностным лицам полиции, которые их визировали, «не осознавая, что в указанных документах содержатся ложные и не соответствующие действительности сведения», и экономисты МВД принимали документы к оплате.
На благо фирмы
- Собрать доказательную базу в уголовном деле было достаточно сложно, - вспоминает следователь второго отдела по расследованию особо важных дел карельского Следкома Алексей Андреев. – В частности, исследовался громадный объем документации, и одним из основных доказательств стала изъятая у фирмы база данных «1С: Бухгалтерия» с суммами на оплату. Сначала обвиняемый утверждал, что она не имеет отношения к официальным документам и является лишь черновиком расчетов, однако мы установили факт нецелевого использования денежных средств и использования «двойной бухгалтерии», в том числе, на основании показаний свидетелей.
Окунев в конце концов повинился. В своих показаниях депутат пояснил, что не знал, насколько в целом завысил стоимость работ, а закономерности в ее завышениях не имелось.
«До того, как были выставлены на оплату первые акты на выполненные работы по этим контрактам, он решил выставить счета и акты, чтобы увеличить прибыль общества, в котором он является единственным участником и генеральным директором», - говорится в обвинительном заключении по делу.
Бизнесмен погасил и весь ущерб в 4,4 миллиона рублей, и потому мог рассчитывать на снисхождение суда. Разбирательство началось в октябре 2015 года. Дело рассматривалось в особом порядке, без исследования доказательств и допросов свидетелей. Отсюда –быстрый и мягкий приговор.
24 ноября Дмитрий Окунев за мошенничество в крупном размере получил 4 года лишения свободы условно, с таким же испытательным сроком и штрафом в 400 тысяч рублей. На решение, в частности, повлияли признание вины и то, что подсудимый возместил ущерб. До тех пор, пока приговор не вступит в законную силу, народный избранник останется в горсовете, после чего, вероятнее всего, повторит судьбу своих судимых коллег. Напомним, что директор «Адо-Авто» стал уже пятым по счету депутатом Петросовета нынешнего созыва, который за этот год успел побывать на скамье подсудимых – после Василия Шишки, Олега Фокина, Ольги Залецкой (не осуждена и, возможно, не будет) и Данила Попова. Выходит, что под судом побывала уже шестая часть членов горсовета.