Защита считает, что по данному уголовному делу максимальный срок в изоляторе, установленный уголовно-процессуальным законом, истечет в ближайшее время. Обвинение, в свою очередь, настаивает на продлении ареста до 12 мая, обосновывая свои требования в том числе тем, что Алиханов может скрыться от следствия или как-то воздействовать на свидетелей.
«Обманул и злоупотребил»
Несмотря на то, что нынешний процесс (который, кстати, грозит затянуться) полностью посвящен процессуальным тонкостям и деталям, – например, срокам ознакомления с материалами уголовного дела, - позволю себе остановиться на другом. Следователи с момента задержания Алиханова в феврале 2015 года официально ни словом не обмолвились о том, что же конкретно вменяют в вину фигуранту. Зато во время вчерашнего заседания, наконец, стала известна концентрированная суть обвинения.
Делом занимается следственная группа, которую возглавляет следователь из Санкт-Петербурга Игорь Гусев. Как следует из зачитанного председательствующим судьей Александром Зайцевым документа, второе следственное управление Следкома РФ (СПб) возбудило уголовное дело еще 12 ноября 2014 года, причем в отношении «неустановленных лиц и по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ». Речь шла о приобретении по заниженной цене муниципального имущества Петрозаводска, которое находилось в долгосрочной аренде у карельского отделения «Сбербанка».
Фамилия Алиханова появилась в материалах уже 30 января 2015 года. Тогда следователи заговорили о факте приобретения права на чужое имущество путем обмана сотрудников администрации Петрозаводска и злоупотребления доверием руководства карельского отделения «Сбербанка». По версии следствия, мошенничество выразилось приватизации по заниженной стоимости 13-ти объектов муниципальной недвижимости. Якобы в 2007 году Алиханов сообщил руководителю карельского отделения «Сбербанка» заведомо ложные сведения о своем намерении приобрести для отделения и передать ему арендуемое муниципальное имущество по цене приобретения с аукциона. Затем он «посредством использования руководителя отделения» ввел в заблуждение тогдашнего главу администрации Петрозаводска Виктора Маслякова и сотрудников администрации относительно гарантированного приобретения этого муниципального имущества для карельского отделения. Алиханов пообещал, что уплаченные отделением арендные платежи с момента приобретения и до 31 декабря 2014 года от администрации Петрозаводска он не будет требовать.
В итоге муниципальное имущество рыночной стоимостью в 42 миллиона 71 тысяча рублей было приобретено за 33 миллиона 655 тысяч рублей, из-за чего мэрия понесла ущерб в 8 миллионов 416 тысяч рублей. Кроме того, судя по информации председательствующего, с 2008 по 2010 годы Алиханов обманом похитил деньги администрации, которые ранее были уплачены в виде арендных платежей. Всего - 26 миллионов 925 тысяч 366 рублей. Таким образом, ущерб от его действий, как полагает следствие, оценивается более чем в 35 миллионов рублей.
Алиханова в суд привели с заметным опозданием, поскольку, как сообщил судья, в СИЗО по непонятным причинам отказывались выдавать арестованных. Видео: Дмитрий Ананьин
Опасный «заяц»
За день до задержания депутата, в феврале 2015 года, в отношении Алиханова было возбуждено еще одно уголовное дело, куда вошли сразу 10 эпизодов: по версии правоохранителей, в 2013-2014 годах обвиняемый неоднократно пересекал госграницу РФ «без действительного документа на право выезда и въезда в РФ».
Как указано в ходатайстве следователя, Алиханов, зная, что с осени 2010 года он не является членом Совета Федерации (сенатором он успел пробыть чуть более полугода – Ред.), «решил использовать недействительный дипломатический паспорт, желая таким образом избежать таможенного и пограничного контроля». Все уголовные дела 3 февраля 2015 года были объединены в одно производство, и в тот же день бизнесмен был задержан. Спустя сутки политика арестовали, а 5 февраля предъявили обвинение. С того времени срок содержания под стражей Алиханову продлевался неоднократно, и начало очередного процесса показало, что позиция следователей не изменилась.
Следователи инкриминируют депутату 11 преступлений, из которых одно является тяжким. Он также неоднократно покидал Россию, а в Финляндии вместе с супругой имеет в собственности недвижимое имущество и достаточное количество денег. Это, по мнению стороны обвинения, может говорить о том, что Алиханов может скрыться от органов следствия и суда, «обладает обширными связями в органах законодательной и исполнительной власти и правоохранительных органах», а многие свидетели по делу находятся с задержанным «в родственных, дружеских, служебных и финансово зависимых отношениях». Под последним, как в суде выяснится позже, имеется в виду выдача беспроцентных займов.
Правоохранители пеняют и на исключительную тяжесть расследования и недостаток времени, почему и требуется продлить срок ареста.
- Согласно ходатайству, расследование дела представляет особую сложность, обусловленную давностью событий, что затрудняет сбор доказательств, проведение значительного количества следственных действий на территории нескольких субъектов РФ – Карелии, Ярославской области, Санкт-Петербурга, Москвы, необходимостью допросов большого количества свидетелей, осмотром и изучением большого количества финансово-хозяйственных документов по проведению приватизации, - уточнил Зайцев.
«Это абсурд»
У адвокатов Алиханова, а их у него несколько, прямо противоположная точка зрения на происходящее. Так, Михаил Ямчитский уверен, что его подзащитного нельзя держать под стражей более года, о чем говорит уголовно-процессуальный кодекс. Более того, в сентябре прошлого года следствие завершилось, и все доказательства были собраны, поэтому дальнейший арест Алиханова не имеет смысла, считают юристы.
Сторона защиты перед рассмотрением дела по существу заявила ходатайства об отводе Игоря Гусева и карельского следователя Андрея Саливоника, а также о возбуждении в их отношении уголовного дела, однако суд эти документы не принял.
- Я не согласен, это абсурд, - сообщил арестованный после очередного выступления следователей. - Любое обвинение должно быть основано на законах, а не на понятиях.
Процесс в Верховном суде РК продолжится сегодня. По оценкам наблюдателей, рассмотрение ходатайства с учетом многочисленных претензий и вопросов от адвокатов может затянуться не на один день.