Сигнал из Москвы
Анализировать прошедшие в далеком 2002 году губернаторские выборы, пожалуй, не стоит. И правила изменились, и фигуры другие, и многоходовки сейчас разыгрываются куда более хитроумные. Но это вовсе не означает, что нам нечего анализировать. Только в прошлом году в России прошло семь губернаторских турниров. Вот вам и игровая практика, дающая пищу для размышлений. И пусть кто-то скажет об уникальности Карелии, ее неповторимости - со всем соглашусь, но с небольшой оговорочкой: общие принципы игры в политшахматы одинаковы. Особенно тогда, когда в игру вступают московские гроссмейстеры.
В обзоре от 17 января уже были рассмотрены основные правила, по которым будет разыгрываться наш главный турнир. Напомним, что официально выборы должны быть объявлены парламентом Карелии не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до 10 сентября нынешнего года. А неофициально можно сказать, что они уже начались - но как-то ни шатко, ни валко. Все ждут ясного сигнала из Москвы. А его нет. Почему?
Тут-то и пригодится нам практика турниров прошлого года. Они прошли в семи регионах России: Чеченской Республике, в Тульской, Тверской, Ульяновской областях, Забайкальском крае, Республиках Коми и Тува. В трех из них на выборы шли действующие политшахматные короли, в четырех – новые фигуры. Двое из трех прежних досидели в кресле Главы до официального истечения сроков своих полномочий, и плавно вошли в выборы. Третий же 23 мая ушел в досрочную отставку ради переизбрания (срок его полномочий истекал в мае 2017).
Что же касается новеньких, то они вводились в регион заранее. И это понятно, ведь нужно время, чтобы избиратели привыкли к своему будущему рукеоводителю. Дольше всех временным королем был Сергей Гапликов в Республике Коми – с 30 сентября 2015 по 18 сентября 2016 года. Его предшественник Вячеслав Гайзер был досрочно отправлен президентом в отставку «в связи с утратой доверия» (возбуждено уголовное дело). Но это случай особый, нам более интересны другие трое.
Досрочные отставки глав, которые «шли на вылет» произошли в феврале-марте 2016 года (Тула, Забайкалье, Тверь). То есть назначенным президентом врио давали 6-7 месяцев на «раскрутку». Вероятно, такой срок был определен после анализа турниров-2015. Тогда, напомним, 13 мая ушел в досрочную отставку ради переизбрания политшахматный король Иркутской области Сергей Ерощенко. И столь поздний старт дал неожиданный для «ЕР» результат: выборный турнир в Иркутске выиграла «красная» фигура от КПРФ – Сергей Левченко. Думается, повторять такой опыт позднего старта (пусть и единичный) «единороссам» не хотелось.
Отсюда вывод: если «ЕР» двинет на главный турнир Карелии новую фигуру, произойти это должно не позднее начала марта. Если этого не случится, то в сентябрьском бюллетене для голосования, скорее всего, мы увидим фамилию Худилайнена, или же другую, хорошо известную в Карелии.
Второй тур?
Раз уж зашла речь об Иркутске: это был единственный турнир в России, прошедший в два тура. А у нас в Карелии политшахматные обозреватели и игроки не раз и не два говорили о том, что если дело дойдет до второго тура, то кандидат от «ЕР» может проиграть. Заметим, кстати, что о победе в первом туре фигуры другого, не «единороссовского» цвета, никто и не заикается.
Второй тур действительно может кардинально поменять ситуацию. В Иркутске он вызвал повышенный интерес народа к выборам. Если в первом туре на избирательные участки пришли 29,1 % избирателей, то во втором туре явка составила уже 35,5 %. А в самом областном центре, где проживает четверть населения региона, она прыгнула с 23 % в первом туре до 37,5 % во втором.
Так может ли на политшахматной доске Карелии повториться иркутская ситуация двухлетней давности? Исключать такую возможность нельзя. Однако надо учесть, что в Иркутске победила весьма солидная «красная» фигура, имеющая очень большой опыт в подобных играх.
Политшахматный багаж Сергея Левченко внушает уважение: он был депутатом Государственной Думы трех созывов, а в 2011 году его кандидатура называлась среди возможных кандидатов от компартии на президентских выборах 2012 года. Есть ли у нас в Карелии коммунист такого масштаба? Нет. А другого цвета? Только одна – Валентина Пивненко. Но она как раз из «единороссовской» команды.
Да и вообще консолидация оппозиционных сил в Карелии вокруг одной фигуры любого цвета вызывает большие сомнения. КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия», помнится, заявляли в октябре прошлого года о такой возможности, но вот что говорит лидер карельской КПРФ Евгений Ульянов: «К сожалению, отдельные партии не проявляют былой интерес к совместному кандидату. Естественно, КПРФ готовится к выдвижению своего кандидата». В этом признании, отразилась вся суть наших политшахматных игр – каждый сам за себя.
Но, может, альтернативным «ЕР» партиям есть смысл поискать кандидата где-то на стороне? В том же Иркутске, к примеру, или еще где? Нет смысла. Ведь тогда у них выбьется главный козырь, который и «Яблоко», и КПРФ, и «СР» использовали на сентябрьских выборах – «Варяги, вон из Карелии!». Кстати, о варягах-губернаторах. Карелия далеко не единственный регион России, в который назначался и выбирался главой человек из другой области.
О варягах
В губернаторских турнирах-2016 участвовали, как сообщалось выше, семь фигур «единороссовского» цвета. Все они победили. Были среди них варяги? Конечно. В республике Коми победил Сергей Гапликов, уроженец города Фрунзе (Киргизия), работавший ранее замом руководителя аппарата правительства РФ, председателем Кабмина Чувашии, президентом «ГК Олимпстрой». Варяг в нашем, карельском понимании? Да. А победил убедительно, за него проголосовали 62,17 % избирателей при явке 40,67 %.
Или вот еще Алексей Дюмин, выигравший губернаторский турнир в Тульской области. Пришел он на выборы с должности зама Минобороны РФ в звании генерал-лейтенант. И при явке 45,5 % набрал 84,17 % голосов.
А вот москвич Игрь Руденя стал губернатором Тверской области, набрав 72,10 % при явке 41,47 %. Кто-то после этого может сказать, что москвичей в провинции недолюбливают?
Так что, только у нас в Карелии варягов недолюбливают? Нет, конечно. Вот пример совсем свежий, калининградский. Там прошлым летом произошла любопытная рокировка с участием «варяжных» фигур. И были установлены целых три политшахматных рекорда.
Сначала врио губернатора был назначен Евгений Зиничев, который с 2015 года был главой облуправления ФСБ, а ранее, как выяснилось, работал охранником Путина. Проработал он в роли губернатора всего 70 дней - это первый рекорд. Второй – его первая пресс-конференция, которая продолжалась… 49 секунд.
Официальная версия ухода Зиничева через два с хвостиком месяца работы – семейные обстоятельства. Одна из неофициальных – не готов был к медиа-скандалам, без которых его назначение не обошлось, и «ошибки, которые достаточно жестко были восприняты со стороны региональных элит».
После ухода Зиничева был установлен третий политшахматный рекорд: врио губернатора стал 30-летний Антон Алиханов (не родственник нашего Девлета Алиханова). Он стал самым молодым в современной российской истории высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Оба участника политшахматной рокировки – и Зиничев, и Алиханов – варяги. Первый – петербуржец, второй – уроженец Сухуми. Антон Алиханов сейчас находится в зоне повышенного внимания со стороны местных элит и, соответственно прессы. Замечают буквально все: какая нашивка на его куртке, какие схемы на форуме с его участием, что у него, как у многих россиян его возраста, есть аккаунт «ВКонтакте», где в разделе «Интересные страницы» выбрана страница оппозиционера Алексея Навального… В общем, недолюбливают варяга. Тем не менее, идут разговоры о том, что именно он будет участвовать в сентябрьских выборах в качестве кандидата от «ЕР».
Будет праймериз
Что еще хотелось бы отметить по предстоящему главному турниру Карелии, так это проведение перед ним отборочного турнира (праймериз). Он будет, это точно. Но какой – внутрипартийный, как ранее, или открытый, как в прошлом году? Политшахматные эксперты утверждают, что для «старого» политшахматного короля любого региона лучше «закрытый» праймериз, для новенького – «открытый», ведь ему нужно знакомиться с регионом и его жителями. Решение об этом отдано на откуп региональным политсоветам. Кстати, что бы ни говорилось об отборочных турнирах оппонентами «ЕР», они неплохо зарекомендовали себя в Карелии. К примеру, Валентина Пивненко набрала в отборочном турнире 46,91 % голосов участников праймериз, а в основном - 38,69 %. Разные результаты? Конечно. Но в праймериз участвовали в основном члены «ЕР» и ее сторонники, а в сентябре – все избиратели и партийные фигуры другого цвета. И в целом можно и нужно считать, что праймериз свою задачу выполнил – выявил фигуру «ЕР», которая может выиграть. Так и произошло.
Еще многое хотелось бы сказать о предстоящем турнире. Но пока нет ответа на главный вопрос - выдвинет ли «ЕР» кандидатом в главы Карелии Александра Худилайнена, или поведет кого-то другого - можно запросто скатиться из политшахматного обзора в астрологический. Поэтому закругляемся на забавном афоризме Ашота Наданяна: «Король без рокировки — что уголовник без татуировки».