Главные темы
Зал Дворца искусств, не смотря на разгар рабочего дня, был забит до отказа, но это были не работники бюджетной сферы, которых повадились водить на встречи с руководством местечковые начальники. У таких «клакеров» задача проста: аплодировать по любому поводу и задавать вопросы комплиментарного содержания – мол, почему вы, Иван Иванович, такой гениальный?..
В Кондопоге вопросы звучали далеко не риторические, они касались дорог, экологии, ветхого жилья – в общем, всех тех же проблем, которые волнуют большинство жителей республики. Но есть здесь и своя уникальная тема: градообразующее предприятие и связанная с ним социальная инфраструктура.
ОАО «Кондопога», много лет бывшее флагманом республиканской экономики, проходит последнюю процедуру банкротства. На языке экономистов это называется конкурсным производством, на языке понятном – распродаже имущества за долги. Как сверхуспешное предприятие оказалось в финансово яме – тема отдельного и очень долгого разговора (возможно, с привлечением прокуратуры и Следственного комитета). Сейчас мы говорим о последствиях: будет ли оно работать?
Материальное
Самое интересное, что оно и сейчас вовсю работает: шесть бумагоделательных машин круглосуточно наматывают на гигантские валы газетную и оберточную бумагу. Как заявляют в пресс-службе ОАО, 3 процента всей газетной бумаги мира (!) производится на кондопожском ЦБК. Более того – объемы наращиваются!
Но комбинат по-прежнему должник, и вопрос упирается в то, каким образом будут удовлетворены требования кредиторов. Схемы две. Первая: распродать по частям активы предприятия, что автоматически станет его смертью. Вторая: продать комбинат единым лотом, то есть передать работающее предприятие новому собственнику в полном комплекте. Именно этого, в общем, все и хотят – и власти, и работники. Вопрос в том, где взять этого собственника.
Последние годы на ЦБК всем заправляет компания «Карелия Палп», и делает это весьма удачно. Схема проста: фирма завозит на комбинат сырье и участвует в управлении, а взамен получает продукцию. Логично предположить, что именно «Карелия Палп» и собирается выкупить комбинат. Но почему тогда власти отказываются прямо назвать инвестора, туманно сообщая о неких договоренностях, но не давая никакой конкретики? До недавнего времени в числе претендентов на место нового хозяина ЦБК фигурировала АФК «Система», то там вообще вышла какая-то темная история…
Одним словом, комбинат подготовили к продаже и вроде как нашли покупателя, но о ком идет речь, держится в тайне. Впрочем, торги должны состояться совсем скоро, во втором полугодии 2017-го. Там все и узнаем. В одном работников комбината врио губернатора и полпред президента заверили уже сейчас: без работы они не останутся.
Духовное
Как подозревают аналитики, вопрос был бы давно решен, кабы не социальные объекты, остающиеся имуществом ОАО «Кондопога». Плавательный бассейн, прекрасный Ледовый дворец и роскошный, если не сказать помпезный, Дворец искусств по-прежнему числятся на балансе предприятия. Понятно, что если продавать комбинат единым лотом, то и эти три учреждения должны перейти новому собственнику.
Как мы уже не раз писали, такого счастья никому не надо. Прибыли социальные объекты не приносят, зато в обслуживании чрезвычайно дороги. И вполне вероятно, что все переговоры с потенциальными покупателями разбиваются именно об эти три скалы: брать на себя столь значительные расходы никто не хочет. А закрыть дворцы было бы политическим самоубийством для всех ветвей власти.
Решения ищутся – об этом говорили и Парфенчиков, и Цуканов. В частности, есть идея передать спортивные объекты под федеральную юрисдикцию – Минспорту страны. Но вот что делать с Дворцом искусств, по-прежнему непонятно. Между тем это здание, со всеми его античными статуями, малахитовыми стенами, фонтаном и органом, на сегодня остается одной из лучших сценических площадок не только республики, но и всего Северо-Запада России. Сделано все добротно и дорого – и в содержании, подозреваю, также недешево. Настолько, что бюджету республики его не потянуть.
Варианты решения есть, заверяют власти. Одно из таких прозвучало на встрече: оставить дворец в собственности у нового инвестора, но освободить от налога на имущество. Полпред президента считает эту идею удачной…
Хотелось бы подвести итоги, но не получается – слишком мало конкретных принятых решений. Пока мы можем говорить лишь о намерениях, и они самые благие. Кондопожане успокоились – но это временно. Очень временно.