Молодо-зелено
На прошлой неделе в ЦИК республики рапортовали: еще один кандидат на пост главы Карелии подал документы, и комиссия их приняла. Кандидатом оказалась Мария Авишева, замдиректора ООО «Торговый дом Карелия-Маркет» и секретарь карельского отделения партии «Молодая Россия».
И все бы ничего, но в соответствии с федеральным законодательством высшим должностным лицом субъекта страны может быть избран гражданин России, достигший возраста 30 лет. А в ходе проверки документов Авишевой выяснилось, что на день голосования (10 сентября 2017 года) ей будет лишь 29 лет.
Как выяснилось, ошибки ЦИК не допускал. Просто законодательство о выборах ни на федеральном, ни на региональном уровне не предусматривает отказа в приеме документов от кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Решение об отказе в рассмотрении документов принимается коллегиально всеми членами комиссии. Что в итоге и произошло с неподходящим кандидатом на заседании ЦИКа 11 июля.
Удивительным стало даже не то, что сама кандидат не знала об основных требованиях к вожделенной должности. Но супруг госпожи Авишевой, директор ТД «Карелия-Маркет» (правда, теперь только «на бумаге» - здание универмага его фирма освободила) – профессиональный политолог! Ни в жизнь не поверю, что он не знал об этом ограничении!
Есть и другой фактор: эти выборы для Марии стали бы не первыми. Она заявлялась и на должность карельского сити-менеджера, и на выборах в Петросовет. Но если в городской совет пройти молодая женщина, в общем-то, могла, то в мэры Петрозаводска или в губернаторы – без шансов. Зачем же идти на заведомо проигрышный шаг?
Думаю, дело как раз в том, что муж – политолог. И он помнит, что любое упоминание в прессе, пусть даже негативное, все равно идет в плюс политику. Фамилия остается «на слуху». По той же причине, как мне кажется, было устроено судебное шоу об «откровенных нарядах».
Игры в известность
Напомню: в разгар прошлогодней «петросоветовской» компании Мария подала в суд на одно из республиканских СМИ. Она потребовала взыскать миллион рублей (!) за нанесенный моральный ущерб. Поводом стала публикация ее фото, которые журналисты охарактеризовали как «откровенные», а одежду, в которой она запечатлена – «сексуальной». Примечательно, что эти фото сама же Мария и разместила на свой странице в социальной сети. Но, по ее мнению, публикация нанесла урон ее репутации, чести и достоинству.
Как сама истица сообщила тогда «МК» в Карелии», она недовольна тем, что ее личные снимки, размещенные в соцсети, стали «настолько публичными». К тому же ни «откровенности», ни «сексуальности» она в них не усмотрела. Также Мария заявила, что журналисты не попросили разрешения на публикацию.
Суд женщина-кандидат, как и ожидалось, проиграла. Зато известности получила сверх всякой меры. Впрочем, ей это не помогло, и в представительный орган карельской столицы она не попала.
Рискну предположить, что причины кроются в неправильном понимании ею термина «политик», которому любое упоминание на пользу. Оно и вправду так, когда есть к чему это упоминание присоединить. Прежде чем начать светиться в прессе по любому поводу, начинающие политики сначала седлают какого-нибудь собственного «конька»: кто побогаче – благотворительность, кто победнее – ЖКХ. Молодежь, у которой ни денег, ни опыта, прочно облюбовала тему борьбы с пьянством. Ну а кто вообще без фантазии, те примыкают к молодежным крыльям раскрученных партий, делая ставку на идеологию.
Просто голая известность – это в нашем медвежьем углу не срабатывает. Так что если бы у госпожи Авишевой было за плечами что-то, кроме должности в отделении малоизвестной партии, подобная раскрутка ей бы помогла. Пока же ее фамилия остается на слуху только в связи с разнообразными проигрышами.
Выяснение личности
Совершенно противоположная ситуация складывается сегодня вокруг другого жителя Петрозаводска, еще недавно известного довольно узкому кругу людей. Гражданского активиста Алексея Трунова задержали в Петрозаводске 8 июля за несколько часов до митинга в поддержку арестованного историка Юрия Дмитриева. Сотрудники правоохранительных органов остановили его отца на улице и попросили предъявить паспорт. Так как документа у Трунова с собой не оказалось, его «для установления личности» отвезли в отделение милиции на Курганском проезде. Но проверкой личности полицейские не заинтересовались - зато проявили огромный интерес к листовкам в поддержку Алексея Навального и историка Юрия Дмитриева, которые были у блогера в сумке. Настолько большой интерес, что даже изъяли их - без объяснения причин.
На самом деле нас интересуют не обстоятельства задержания человека – все подробности Алексей очень красочно изложил на своей странице в соцсети – а то, какой эффект это может произвести в его политической карьере (делать которую он, по моим данным, вовсе не собирался). Трунов — блогер, гражданский активист. Высказывал свое негативное мнение о строительстве часовни на площади Кирова, вставал на защиту борцов с незаконной пристройкой «Невский пассаж», выступал на митингах в поддержку Юрия Дмитриева. Но кто его знал, кроме единомышленников? В двух крупнейших социальных сетях у него меньше 500 друзей, причем в основном это одни и те же лица. У любой любительницы селфи больше. Но теперь об Алексее Трунове узнала вся республика, причем он для этого не сделал практически ничего.
И если завтра он захочет стать политиком и пойдет на выборы – электорат ему обеспечен. Потому что из обычного интеллигента-вольнодумца Трунов превратился в публичного деятеля, носителя альтернативной идеологии, по которой так истосковалась изрядная часть населения страны. Вернее, власть превратила активиста в политика. Зачем – загадка.
А может, как раз для того, чтобы показать – мол, есть у нас политическая жизнь…