По большому счету, никаких чиновничьих откровений здесь не требуется, все и так понятно. Существующее положение вещей выгодно прежде всего федеральным льготникам – тем, кто имеет первоочередное право на зачисление в учебные заведения. На сегодняшний день таким правом обладают дети сотрудников полиции, военнослужащих, сотрудников уголовно-исполнительной системы, пожарных и таможенников – по крайней мере, так указано на официальном сайте петрозаводской администрации. Именно они и создают основной ажиотаж возле престижных школ, потому что за каждой школой закреплен весь город.
Понимаете, в чем фокус? В законе не сказано, что первоочередники имеют право записаться в любую школу по своему выбору. Но как только Петрозаводск стал единым образовательным округом, они такое право получили и, естественно, понесли документы в самые именитые учебные заведения города. А если распределение пойдет по конкретным улицам, федеральные льготники также отправятся в школу «по прописке» - но, конечно, вне очереди, как того и требует закон.
Но вряд ли полиция и таможня имеют столь мощное лобби на пр.Ленина, д.2, чтобы гнуть свою линию наперекор общественному мнению. Такая возможность есть у другой заинтересованной группы – у директоров привилегированных школ.
В Петрозаводске таких учебных заведений с десяток - с углубленным изучением предметов или имеющих статус лицея или гимназии. Это лицеи №№13, 40, Университетский, Академический и Державинский, гимназии №№17, 30 и 37 (Ломоносовская), школа №27, Финно-угорская школа, а также Петровская школа, считающаяся «придворной» (посмотрите на списки выпускников). Именно руководителям этих образовательных организаций очень выгодно нынешнее положение вещей. Объясню почему.
Речь, конечно, не идет о личной материальной заинтересованности директоров, но проблема все равно упирается в деньги. Образовательной организации выделяют финансирование по двум критериям: по количеству учеников и по количеству учебных часов. Углубленное изучение подразумевает большее количество часов.
Чтобы оставаться «элитными», школам требуется высокий показатель успеха – медали, победы на олимпиадах и т.д. Это зависит не только от учителей, но и от учеников. То есть директорам крайне важно самим подбирать себе контингент. Но тестирования при поступлении в начальное звено запрещены. Что же делать? Да просто создать неразбериху с «малышкиными школами», очередями, списками и постоянно срывающейся электронной записью. В этой суете – у нас есть свидетели – можно создать список первоклашек, выгодный школе.
Причем в этом списке будут не только нужные дети, но и нужные родители. Статус директора повышается неимоверно: к нему на поклон идут крупные чиновники, бизнесмены, руководители НКО, депутаты… Удобно иметь в должниках таких людей!
А местную администрацию это также устраивает, потому что ей тоже нужны медали и победители олимпиад – это показатели деятельности. Кроме того, если с директором престижного лицея договориться не удастся, воздействовать на него можно только через городское Управление образования. Там, я думаю, тоже не против заиметь пару-тройку высокопоставленных должников…
Доказательством этой версии служит интересный факт. Единым образовательным округом Петрозаводск стал при Галине Ширшиной. После смены власти новая команда начала азартно менять все ширшинские начинания. А вот систему записи в первые классы, на которую поначалу выливали шквал критики, почему-то оставили без изменения. Думаю, поняли ее преимущества.
Мне кажется, долго существующее положение вещей не продлится. Во-первых, карельский детский омбудсмен официально заявил, что нынешняя система записи в первые классы в Петрозаводске – это прямое нарушение прав детей, проживающих в непосредственной близости от школы. Более того: Геннадий Сараев организовал совещание, на котором высказал эту мысль, и получил полную поддержку Министерства образования.
Во-вторых, до директоров гимназий и лицеев должно, наконец, дойти, что они пилят сук, на котором сидят: льготники уничтожат их привилегированный статус. Категории первоочередников множатся, сами первоочередники размножаются. И однажды – очень скоро! - директор гимназии обнаружит, что оба его первых класса на 100 процентов укомплектованы льготниками, которых отфильтровать невозможно. Теперь всю эту ораву надо до самого аттестата тянуть по углубленным программам, к которым эти дети, может, никакой склонности и не имеют. И конец специализированной школе…
Проблема давно урегулирована во всех остальных городах страны. Не идеально, но идеал недостижим. Во-первых, запись в начальную школу должна вестись только по месту регистрации, но не в одну школу, а в две-три ближайшие – на выбор. Процесс должен быть разбит на три этапа. Сначала заявления несут проживающие поблизости внеочередники, за ними – обычные люди, проживающие на закрепленной территории, а уж потом – те, кто живет в другом микрорайоне, но хочет попасть в это конкретное учебное заведение. Да, какие-то полоумные мамаши кинутся покупать прописку, понятия не имея, сможет ли потом их чадо учиться в математическом лицее. Но вряд ли таких будет больше, чем льготников, которых в некоторых первых классах в этот раз было до половины.
А следующим этапом реформирования системы станут правила приема в среднее звено популярных школ. Но это уже тема отдельного разговора.