Петрозаводский активист Василий Калюта продолжает борьбу за сохранение уникальных каменных сараев в районе улиц Луначарского-Свирской. Сейчас они принадлежат городу, но местная администрация считает, что строения в аварийном состоянии, и их надо демонтировать.
В конце сентября Калюта провел общее собрание жителей двух домов, стоящих напротив бараков, на тему межевания и включения двух сараев в состав общедомового имущества. Поддержали его немногие - 5 из 20 квартир проголосовали «против», посчитав, что, несмотря на то, что активист берет на себя все расходы, часть затрат в случае, например, его переезда, может пасть и на них.
Тем не менее, вероятно, это единственный способ спасти строения от сноса, поскольку Управление по охране объектов культурного наследия Карелии отказывается признавать их «своими» объектами. При том, что даже год постройки сараев начальник Управления Юлия Алипова затруднилась нам назвать.
Предположений, когда они появились, было немало. Сам Калюта считает, что хозпостройки довоенные, и в них содержались либо пленные финны, либо пленные немцы. Также, по одной из версий, это были оружейные амбары, возведенные ещё во времена Александра II, и ими пользовались при испытании пушек и снарядов с Александровского завода. Историк Михаил Гольденберг рассказал «МК в Карелии», что, возможно, сараи были построены после войны пленными немцами. Эту версию он связал с тем, что сами строения «не нашей архитектуры», а в конце 40-х - начале 50-х годов много работ по благоустройству города проводились немцами.
Читайте по теме: "Считать ли историческими петрозаводские каменные сараи: слово специалистам"
- Это «камень на камень плюс раствор», так строили дома в XVIII веке и в России, и в Германии. Возможно, эти хозпостройки сделали немецкие военнопленные, - говорит директор Национального музея.
Иное мнение высказала архитектор Елена Ициксон:
- Это не стиль, а элементарная нехватка кирпича, - говорит архитектор. У нас есть еще один похожий объект: котельная госпиталя на ул.Коммунальной.
- Комплекс госпиталя построен в 1938 году. На сам госпиталь кирпича хватило, а котельная стала красавицей в «немецком стиле. В любом случае, эти объекты - памятники истории, пусть хоть истории строительства. Такой, какая у нас есть - в условиях острой нехватки строительных материалов...
Мы решили продолжить расследование и отнесли один из обломков сарая в Музей геологии КарНЦ РАН. Экземпляр согласился посмотреть директор музея, научный сотрудник Института геологии Олег Лавров. Взяв в руки камень, он сразу же определил, что это кварцитопесчаник, добытый на предприятии Каменноборских горных разработок, который работал до 80-х годов и находился на Ключевой (сейчас это всем известный Ключевской карьер).
Раньше там добывали природный камень для различных нужд Петрозаводска. Так, с 1810 по 1823 в урочище «Каменный бор» брали песчаник для доменных печей Александровского и Кончезерского заводов. В Карелии кварцитопесчаник можно увидеть практически везде, он залегает на значительных площадях, а в южной части Петрозаводска выходит на поверхность.
Ученый также подтвердил, что эту породу могли брать при нехватке кирпичей. По словам сотрудника института, в советское время карьер активно разрабатывали, брали и на брусчатку и на фундаменты домов. Например, черный кварцитопесчаник использовали для подпорных стенок на площади Гагарина, а серый кварцитопесчаник можно увидеть на главном входе Музыкального театра Карелии.
- Поскольку кварцитопесчаник слоистый, рабочие легко делили его на плиты. Так как строили сараи, камни не надо было подрезать ровно, их укладывали друг на друга и выдерживали только лицевую кромку. Быстро, дешево и сердито.
Директор музея порекомендовал обратиться к книге «Самый городской камень», которую написал Анатолий Захаров - в 1970-71 годах он был директором Каменноборского предприятия. Из нее мы узнали два важных факта. Во-первых, в 1945-1946 годах на добыче песчаника работали военнопленные, которые вполне могли использовать добытый материал для дальнейшей стройки:
«Рост выработки продукции происходил медленно, и хотя количество основных рабочих на разработках возрастало (кроме них, на добыче камня работало сначала 95 человек военнопленных, а на следующий год количество их увеличилось до 200 человек), план производства 1945 года выполнен не был».
Но самое интересное ждало нас в конце книги. Автор разместил здесь фотографию одного из наших загадочных сараев и подписал год постройки – 1947.
Остаётся невыясненным только одно: кто строил сараи. Но изменит ли что-то эта информация с точки зрения признания их историческими объектами? В любом случае Василий Калюта продолжает надеяться только на свои силы и, в крайнем случае, на суды.