Считать ли историческими петрозаводские каменные сараи: слово специалистам

Все признают, что строения на Зареке – объекты уникальные, но юридически это подтвердить невозможно

Вокруг каменных построек на Луначарского-Свирского, которые защищают от сноса местные жители, уже ходят легенды. Как они появились, когда и кем были построены – никто толком не знает.

Все признают, что строения на Зареке – объекты уникальные, но юридически это подтвердить невозможно
Дух средневековья. Фото: Дина Тозан

По одной из версий (ничем не подкрепленной), это были оружейные амбары, которые возвели ещё во времена Александра II. Ими якобы пользовались при испытании пушек и снарядов, которые выпускал Александровский завод. Согласно другому мнению, сараи построили либо пленные финны, либо пленные немцы. Активист Василий Калюта вообще считает, что там содержали пленных солдат, он обратил внимание на маленькие окошки с двусторонними решетками.

Читайте по теме: «Что ждет уникальные каменные сараи на петрозаводской Зареке»

До того, как договориться с администрацией Петрозаводска о возможном проведении межевых кадастровых работ, жители улицы Луначарского пытались обратиться ещё в одно ведомство – в Управление по охране объектов культурного наследия Карелии. К тому же, пока проводилось исследование, они смогли ещё на 90 дней отсрочить снос строений.

- Был приостановлено решение вопроса о сносе, и мы пытались разобраться с привлечением наших архитекторов Карелии, - рассказывает «МК в Карелии» начальник Управления Юлия Алипова. - Они изучали в архивах исторические планы Петрозаводска, но подтверждающих документов о том, что эти постройки уже стояли на момент 1942 года, не нашли. По заводским документам имелось одно каменное здание и какие-то складские помещения на период 1858 года.

Если говорить об испытании снарядов и орудий Александровского завода, то эти пробы прекратились уже с 1881 года. С 30-х годов XX века здесь начали полностью строить жилые кварталы. Предположительно, часть исторических построек, которая на тот момент существовала, была разобрана для использования камня. Что из этого сохранилось - непонятно. Архитекторы не нашли планов застройки на тот период. Изучали они и финские фотографии, на которых какие-то сараи имеются, но конкретно этих - нет.

- Чтобы кого-то там содержали - о такой версии я не слышала, - признается Алипова. - Была версия, что их возвели в послевоенные годы с привлечением военнопленных, но наши исследователи её не подтвердили. Однозначно никто нам ценность этих объектов и их датировку назвать не смог. Поэтому в настоящий момент нет оснований включать их в список объектов культурного наследия.

По словам Юлии Алиповой, Управление провело максимальную работу по поиску исторических сведений, но результата она не дала. Однако любое заинтересованное лицо может в качестве контраргумента заказать более глубокое исследование - отдельную экспертизу с привлечением специалистов из министерства культуры России, чтобы изучить материалы постройки.

Мы также попытались найти архивные фотографии с изображением этих сараев на финском сайте sa-kuva.fi, где выложены снимки Петрозаводска в 1941-1944 годах. Как и специалисты Управления, указанных каменных строений мы не нашли. В основном на фотографиях можно увидеть деревянные сараи. Зато в группе «Петрозаводск & Карелия» опубликован кадр, который был сделан финнами со стороны Овощебазы на ул.Чернышевского. Там виден стоящий в пустыре дом по улице Луначарского, 42. К сожалению, так как сараи расположены с другой стороны здания, их на снимке не видно.

Теперь слово историкам. Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг считает, что строения были построены после окончания войны пленными немцами:

- Они действительно очень симпатичные, интересные, не нашей архитектуры, ближе к немецкому стилю. Видно, что делал их кто-то не из этих мест. Это «камень на камень плюс раствор», так строили дома в XVIII веке и в России, и в Германии. Возможно, эти хозпостройки сделали немецкие военнопленные. У меня нет данных, что их могли построить пленные финны. Они ушли отсюда в июне 1944-го, а пленных немцев сюда привозили позже с других фронтов.

 Немцы много тут объектов построили в конце 40-х, даже в начале 50-х годов, - напоминает Гольденберг. - Они принимали участие в восстановлении гостиницы «Северная», построили гастроном на углу Гоголя и Герцена, дома на ул.Гоголя, пивзавод (оборудование привезли по репарациям с Германии), выравнивали полосы в аэропорту в Песках, которые были взорваны. Также пленные участвовали в восстановлении Шоссе 1 мая (ныне Первомайский проспект), там ими командовал мой отец – молодой лейтенант. Они строили в военной форме, и категорически отказывались её менять на рабочую, соблюдали свой устав…

На ещё одной фотографии с кафедры Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ можно вновь увидеть дом №42 по улице Луначарского. Снимок был сделан в период с 1944 по 1947.

Здание, по всей видимости, было возведено ещё до войны, но не завершено. По словам старожилов, его достраивали немцы. На снимке рядом со строением стоят военные, которые явно занимаются ремонтными работами. Если пленных немцев привлекали на этот объект, то они вполне могли построить и каменные бараки, расположенные рядом.

Теории о том, что в этих сараях военнопленные могли жить, Гольденберг не слышал. Другие краеведы тоже такой момент не обсуждали.

- Я точно знаю, что немецкие военнопленные жили на Высотном проспекте, где сейчас находится онкодиспансер, - рассказывает директор музея. - Там и кладбище их было - примерно где дома частные, справа от моста.

Михаил Гольденберг полностью исключает вероятность того, что строения могли быть построены во времена Александра II, поскольку на плане города в 1941-1944 годов, в момент оккупации, их не было: они послевоенных годов, им чуть больше 70 лет.

Как говорит начальник Управления по охране объектов культурного наследия Карелии Юлия Алипова, сохранить эти строения можно и без придания им статуса памятника, так как это влечет за собой очень серьёзную финансовую ответственность. Правообладатель должен быть готов выделять средства на привлечение специалистов из лицензированных организаций, на проведение экспертизы перед ремонтом - тем более, что работы там требуются серьёзные.

- Мы предлагали другой вариант: связаться с организациями - допустим, с дизайнерами, художниками - на предмет написания заявки-гранта, чтобы приспособить сараи под арт-кафе или творческую студию. Сплошь и рядом пишутся некоммерческими организациями гранты, и возможны варианты, когда эти заявки поддерживаются. К сожалению, эти переговоры либо не были проведены, либо не получились, - говорит Алипова. Её предложение в администрации не обсуждалось.

- На мой взгляд, их очень жалко, - считает Михаил Гольденберг. - Из-за того, что статуса памятника они не имеют, я полагаю, что с ними могут сделать все, что захотят. Инициаторы их уничтожения хорошо проконсультировались. Можно только посочувствовать и жителям и всем нам, что такие оригинальные дома будут утрачены…

Петрозаводская Зарека: маленький мир, который мы можем потерять

Петрозаводская Зарека: маленький мир, который мы можем потерять

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру