Долгое время официальная пропаганда утверждала, что многие промышленные и жилые объекты города были уничтожены оккупантами. Но в последние годы стали появляться другие свидетельства. В некоторых исследованиях утверждается, что "…в последних числах сентября 1941 г. саперы комбата Арсеньева взорвали Онегзавод и прочие важные объекты, а гостиницу выжгли изнутри". В других - что она "принимала гостей до ноября".
Учитывая, что к концу сентября 41-го город уже был захвачен оккупантами, получается, что в ней жили финские постояльцы. Хотя непонятно, как можно жить в гари и копоти... В 80-х годах мне, журналисту газеты "Комсомолец", пришло письмо бывшего штурмана авиаполка, базировавшегося в то время под Вытегрой. Он красочно рассказал, как в ночь на 7 ноября 1941 года бомбардировщик СБ зашел на бреющем полете на улицу Ленина (проспектом она стала позже) со стороны озера, и точно положил бомбу на гостиницу «Северная». Это был "подарок" оккупантам к годовщине Октября. При возвращении на аэродром, вспоминал штурман, у самолета отказало шасси, но экипаж блестяще посадил его «на брюхо».
Видимо, финны не решились восстанавливать сначала сожженное, а затем разбомбленное здание, и за время оккупации разобрали его на кирпичи для других нужд. В результате к 1944 году от гостиницы остался только фасад с колоннами.
После освобождения Петрозаводска специальная комиссия обследовала руины и приняла решение восстановить ее на прежнем, уцелевшем фундаменте. Работа была поручена архитектору Константину Гутину, работавшему в Петрозаводске с 1936 года. Ему как никому другому Петрозаводск обязан своей архитектурной неповторимостью. Достаточно назвать здание поликлиники МВД на улице Кирова, трехэтажный жилой дом на перекрестке Дзержинского и К.Маркса, здание Республиканской библиотеки.
К тому времени партия уже окончательно почувствовала вкус к старой доброй классике, и Константин Гутин не пугался форм, которые раньше клеймили «буржуазными излишествами». Поэтому архитектурный облик возрожденной "Северной" разительно изменился: в нем возникли чисто классические формы с развитым ордером и обилием лепных украшений. Гутин увеличил колонны по высоте: объединив четыре этажа, они стали выше и стройнее. Двухцветная отделка здания позволила выделить все архитектурные детали: коринфские колонны, пилястры боковых крыльев, карнизы и балясины балконных ограждений.
Читайте по теме: "Как петрозаводская гостиница «Северная» была объектом идеологической борьбы"
Но самым радикальным решением архитектора можно назвать ликвидацию серьезного градостроительного недостатка – сведение первоначального объема здания под один карниз. Гутин просто и гениально решил не достраивать "крылья" на один этаж. Комплекс сразу же стал выглядеть легче, а центральная – парадная часть - еще больше заиграла.
Надо отдать должное Константину Яковлевичу: он работал над проектом гостиницы "Северная" - с перерывами - более 30 лет: с восстановления основного здания сразу же после войны, достройки второго крыла по проспекту Ленина, затем пристройки к гостинице на 164 места и, наконец, при реконструкции ресторана, проведенной в 1968-69 годах.
26 июня 1948 года гостиница вновь стала принимать посетителей, отметив нынешним летом уже 60-летний юбилей своего второго рождения. За годы работы "Северная" приняла сотни тысяч постояльцев со всех концов страны и мира. Среди ее именитых гостей в 1960-70 годы были Отто Куусинен, Махмуд Эсамбаев, Нонна Мордюкова, Николай Крючков, а в 2003 году на празднование юбилея Петрозаводска в ней останавливались Иосиф Кобзон, Клара Новикова, Надежда Бабкина и другие звезды советской и российской эстрады, театра и кино.
Читайте далее: "Три жизни гостиницы "Северная". Часть третья: взлет и продажа"
Автор благодарит Национальный архив РК и архитектора Елену Ициксон за помощь в подготовке материала.