"Паяцы" – одно из самых знаменитых и самых необычных оперных произведений. Начнем с того, что либретто для нее написал сам Руджеро Леонкавалло, причем композитору удалось создать очень серьезный литературный сюжет. "Театр в театре" – так спектакль выглядит для зрителя. Герои – артисты, участники труппы комедии дель арте (это где действуют Арлекин, Коломбина, Пьеро). Они дают представление для публики, при этом между ними самими разыгрывается настоящая драма. И комедия превращается в трагедию.
Еще одно интересное отличие. Как остроумно заметил Бернард Шоу, все оперные сюжеты сводятся к тому, что тенор хочет переспать с сопрано, но им мешает баритон. В "Паяцах" этот баланс нарушен: всем мешает как раз тенор, главная фигура в спектакле и один из самых трагичных персонажей в истории театра. Недаром ария Канио в исполнении великого Карузо стала первым записанным на грампластинку музыкальным произведением, разошедшимся миллионным тиражом. Кстати, именно "Паяцы" стали первой в истории оперой, полностью записанной на пластинку.
Только взглянув на сценографию карельского спектакля, даже неискушенный зритель поймет, что в Музтеатре готовят нечто грандиозное.
Журналисты "МК в Карелии" честно признают себя неискушенными, поэтому поняли. Это отдельный предмет гордости руководства театра: декорации готовили известные театральные художники Мария Лукка и Александр Мохов, неоднократные номинанты «Золотой Маски». Художник по свету Стас Свистунович свою «Золотую Маску» уже получил.
Огромный вклад в постановку внесла и хореограф-постановщик Анна Белич. Прошли те времена, когда оперные солисты просто стояли в костюмах, услаждая богатством своих голосов слушателей, пока те наводили лорнеты на ложи незнакомых дам. Сегодня опера –спектакль, в котором есть все: движение, интерактив, высокие технологии. Все, что не позволяет зрителю оторвать глаз от сцены. Спектакль карельского Музтеатра в этом плане можно считать даже более энергичным.
Главная творческая ответственность за происходящее лежит, конечно, на режиссере-постановщике Анне Осипенко, в 2020 году ставшей главным режиссером театра. Признавая, что "Паяцы" и без того сложный материал, она усложнила его еще больше.
В спектакле Осипенко у каждого персонажа даже не две, а три роли. Это маска дель арте, это актер, носящий эту маску и переживающий свою личную драму, и это артист современного театра, которые играет обе эти роли. Три различных театральных эстетики – и все на одной сцене. Анна считает, что это было заложено в самом произведении Леонкавалло – оно даже исполняется разными оркестрами.
И вот такое сложнейшее сценическое действо – на сцене карельского театра. Того самого, про который Юрий Александров еще 5 лет назад говорил: "Мы настолько обнаглели, что готовимся ставить "Пиковую даму".
Читайте по теме: "Музыкальный театр Карелии готовит самую хулиганскую постановку за всю свою историю"
"Уровень труппы потрясающий", - признается Анна Осипенко. – "Нельзя сказать, что они просто оперные солисты – они как синтетические артисты работают. Вы сами видите уровень задач, которые им ставит хореограф. Это абсолютно европейская система, когда идет пластический контрапункт к музыке помимо контрапункта текста к музыке. Ребята справляются…"
Но этого постановщику мало: декорации еще больше усложняют задачу артистов. Двигаться в них, при этом ведя вокальную партию, да еще и в трех разных ипостасях – это, мягко говоря, непросто. Так что режиссер портит жизнь солистам не хуже баритона.
Похоже, зрителей ждет своего рода спектакль-преодоление. Готовы ли мы к этому – к настолько сложному, энергетически насыщенному, многослойному действу?
"У каждого спектакля, я думаю, есть своя аудитория", - считает Анна Осипенко. – "Что мы делаем: мы стараемся максимально честно и как можно глубже проникнуть в материал. Сцена не иллюстрирует сюжет. Мы пытаемся найти какие-то свои мета-слои, скрытые в партитуре вещи, лейтмотивы… Как это будет восприниматься – посмотрим".
Пробыв на репетиции всего полтора часа, мы готовы засвидетельствовать: зрителю будет на что посмотреть. Знаменитый Франко Дзеффирелли в свое время снял по этому сюжету фильм – а он далеко не каждую оперу стремился экранизировать. Кстати: экранизация в спектакле тоже будет.
Премьера состоится 18 и 19 марта. Билеты, говорят, еще есть.