Обстоятельства таковы: в 2005 году ОМК арендовал у республики комплекс зданий в Олонце. Срок аренды заканчивается в апреле будущего года. Арендаторы предложили карельскому правительству продать им этот имущественный комплекс, внеся его в список приватизируемого госимущества: соответствующую поправку предложила фракция «Яблоко».
Резоны владельцев комбината понятны и справедливы. Много лет ОМК снабжает нас качественной молочной продукцией, производство растет и ширится, для Олонецкого района предприятие - едва ли не самый крупный работодатель и налогоплательщик, там трудится порядка 400 человек. Между тем здания ветшают, требуют ремонта и реконструкции. Чтобы вложить в это деньги, арендатор должен быть уверен, что он в этих стенах останется – а потому хочет их приобрести.
Логика Министерства имущественных и земельных отношений РК, в чьем ведении находится решение вопроса, несколько неожиданна. Как заявил министр Сергей Щебекин, владельцы предприятия ни рубля не вложили в арендованное имущество, в связи с чем оно сильно упало в цене, и продавать его республике невыгодно.
Кроме того, комбинат несет большую социальную нагрузку как одно из градообразующих предприятий, и пока часть его имущества остается в собственности у республики, работники ОМК находятся «в зоне ответственности» правительства. А после приватизации новый собственник может предприятие продать, и люди останутся без работы.
Такую постановку вопроса трудно назвать конструктивной. Никакой бизнесмен не станет вкладывать большие деньги в арендованное имущество без гарантии того, что оно останется в его распоряжении. Это все равно что за свой счет делать большой ремонт в съемной квартире. Что же касается возможной продажи приватизированного имущества, то если бояться такого исхода, приватизацию надо отменять как явление.
Таким образом, у руководства комбината и у его лоббистов в карельском парламенте есть основания обвинять правительство в нелогичности. Но с точки зрения юридической претензии владельцев ОМК, похоже, беспочвенны.
Сергей Щебекин утверждает, что владельцы комбината даже не обращались в Минимущество относительно своего желания выкупить арендованные здания. Это желание звучало в прессе, оно было высказано в письме лидера «Яблока» Эмилии Слабуновой на имя главы Карелии, но юридически якобы так и не было оформлено. Щебекин категорически заявил, что ни в его ведомство, ни ему лично никаких предложений на этот счет не поступало. Между тем, по словам министра, судьбу предприятия могут решить только в Минимуществе РК, и нигде более. А губернатор ответил Слабуновой так, как и должен был ответить: в плане приватизации указанные объекты не стоят, и вносить их туда правительство не намерено. Эмилия Эдгардовна заявила в прессе, что «…такой ответ Парфенчикова можно рассматривать как курс на уничтожение значимого для Карелии предприятия».
Между тем руководители комбината – опять же через прессу – утверждают, что неоднократно обращались в государственные органы с предложением о приватизации собственных стен, и получали отказы (которые почему-то не публиковались). Что же касается заявления Эмилии Слабуновой, то под уничтожением предприятия она, видимо, имеет в виду его уход из Карелии. Эта угроза звучала уже неоднократно.
Почему же владельцы комбината пошли по пути политических заявлений вместо того, чтобы решить вопрос в деловой плоскости? Причин, как нам кажется, две, и первая – привычка.
Не секрет, что Олонецкий комбинат фактически принадлежит бизнесмену и в прошлом крупному региональному политику Василию Попову. Политические амбиции Попова были настолько велики, что он в свое время претендовал на кресло главы Карелии. Его постоянным кредо была оппозиция любому другому губернатору – Катанандову, Нелидову, Худилайнену… Методы борьбы с Поповым у карельских властей во все времена были весьма схожи и очень далеки от чистоплотности: с помощью силовых структур оказывалось давление на его бизнес и на его команду. Апогеем противостояния стала история с покупкой здания «Петропита» в Петрозаводске, вылившаяся в более чем сомнительное уголовное дело.
Читайте по теме: "Ликвидное, никому не нужное"
В итоге к различным условным срокам приговорили нескольких женщин из окружения бизнесмена, а сам он предпочел скрыться за границей. Таким образом, в команде Попова (к которой всегда относилось карельское «Яблоко») привыкли видеть козни в любом неудобстве для его бизнеса, и это можно понять.
Впрочем, на этот раз «поповцы» явно «дуют на воду». Василий Анатольевич ушел из карельской политики задолго до прихода к власти нынешней команды. Никакой конфронтации между его бизнес-империей и правительством Парфенчикова замечено не было, Попов никому не мешает. Так что политизация вопроса, видимо, обусловлена другими причинами – денежными.
Договор аренды между республикой и комбинатом, как мы уже сказали, заканчивается в апреле 2020 года. Но ОМК настаивает, чтобы «стены» комбината попали в план приватизации уже сейчас, в 2019 году. Если бы такое удалось провернуть, то оценка этого имущества проводилась бы с учетом обременения – аренды. Соответственно, продажная цена автоматически падает. А поскольку у владельцев ОМК как у арендаторов имеется преимущественное право на выкуп комплекса, то они бы его и купили – за бесценок. Это весьма выгодно бизнесменам, но совершенно не отвечает интересам государства.
Впрочем, продать комплекс зданий Минимущество и права-то не имеет: они входят в уставной капитал Фонда госимущества РК, и чтобы их оттуда изъять, потерю нужно возместить какими-то другими денежными активами. А где из взять, как не из бюджета? Но если такое допустить, картина нарисуется весьма пикантная: для того, чтобы некие предприниматели приобрели государственное имущество по заведомо сниженной цене, государство должно выделить из казны дополнительные средства. Вообще-то это коррупция, и именно подобные "художества" стали поводом для отправки за решетку политика и бизнесмена Девлетхана Алиханова.
В сложившейся ситуации вполне здравыми выглядят предложения, прозвучавшие на минувшей сессии Заксобрания, где поправку о приватизации «стен ОМК» провалили, но пообещали не ставить на вопросе крест.
Суть предложений такова. Во-первых, организовать встречу министра Щебекина непосредственно с руководством предприятия, а не с парламентскими лоббистами. Во-вторых – дождаться окончания срока аренды и заключить новый договор, на что ОМК также имеет преимущественное право. А уже после этого начать переговоры о грядущей приватизации, но на определенных условиях, озвученных Сергеем Щебекиным. В частности, он предложил обязать будущего покупателя вложиться в ремонт приватизируемой недвижимости.
На взгляд стороннего наблюдателя такое предложение можно назвать компромиссным. Государство получает некие гарантии, что приватизированные здания не будут тут же перепроданы: тратиться на реконструкцию станет только реальный, перспективный инвестор. Да и подремонтированные стены будут оценены дороже, что благотворно отразится на республиканской казне. С другой стороны, будет юридически закреплено, что руководство комбината в итоге сможет выкупить здания - а значит, все траты на ремонт станут тратами на себя.
Пока представители ОМК, официальные и неофициальные, не заявляли о своих следующих шагах, а Сергей Щебекин собрался посетить комбинат, в сопровождении министра сельского хозяйства Владимира Лабинова. Возможно, после этого визита – если он состоится – можно будет говорить о перспективах выхода из ситуации. Радует, что все стороны заинтересованы в одном: Олонецкий молочный комбинат должен остаться в Карелии.